Пожалуйста, введите имя пользователя или электронный адрес, указанный при регистрации. Если Ваше имя пользователя или электронный адрес присутствуют в нашей базе данных, Вы получите дальнейшие инструкции как сменить пароль.
Каждый год у немцев есть две возможности отметить объединение. 9 ноября – годовщина падения Берлинской стены в 1989 году, и 3 октября – формальное объединение востока и запада через год.
Практически никто в печати не говорит о том, что объединение было плохой идеей. Однако шрамы затянулись не полностью: уровень безработицы в восточной Германии по-прежнему вдвое выше, чем на Западе. Производительность труда и уровень жизни отстают. Чувство обиды есть с обеих сторон. Многие восточные немцы по-прежнему чувствуют, как будто западная сторона их поглотила, уничтожила их средства к существованию и чувство общности. Западные немцы по-прежнему недовольны ценой воссоединения: 1.4 триллиона евро (1.9 триллиона долларов) было передано от запада востоку.
Хотя, как отметили в издании Welt am Sonntag, затраты запада были менее значительными, чем кажется. Мигранты из восточной Германии повышали западный ВВП и помогали расплачиваться за объединение. Гибкость рынка востока помогла сделать западный бизнес более конкурентоспособным.
Однако простые люди думают иначе. По данным социологов из Forschugsgruppe Wahlen, 60% западных немцев считают восточных иждивенцами после объединения. Четверть восточных немцев с этим согласна. Большинство опрошенных с обеих сторон считают, что у них больше различий, чем общего. Тем не менее, почти все сходятся в суждении о том, что объединение было правильным шагом, что их жизнь улучшилась с 1990 года или, по крайней мере, не стала хуже. Обиды постепенно исчезнут.