Еще совсем недавно Еврозона считалась самым удачным проектом объединения валютных систем отдельных суверенных стран, не связанных политически, но имеющих единый эмиссионный центр в лице Европейского Центробанка. Во многих регионах серьезно рассматривались применить это принцип и на другие мировые экономические центры.
В США рассматривался сценарий введения единой валюты для Мексики, Канады, США – амеро. О возможности создания Североамериканского Союза было объявлено в марте 2005 года. В Техасе встретились главы трех государств Буш, Фокс и премьер-министр Мартин. По окончании данного саммита они заявили о создании альянса "Партнерство по безопасности и процветанию Северной Америки".
В том же 2005 году президент Азиатского банка развития Харухико Курода говорит о возможности создания «азиатской валютной единицы» (asian currency unit — акю). Данная валютная единица должна была представлять собой индекс валют 13 стран группировки АСЕАН+3 (стран-членов АСЕАН, а также Японии, Китая и Южной Кореи. По выражению самого Куроды: «В дальнейшем по мере интеграции стран группировки АСЕАН+3 акю трансформируется в единую азиатскую валюту, которая со временем сможет стать такой же сильной валютой, как и евро».
Следует также отметить, что к созданию региональной валюты в Азиатско-Тихоокеанском регионе резко возрос после известного финансового кризиса 1997 года, который послужил благодатной почвой для новых идей и инициатив.
Примерно в это же время в странах СНГ витает идея создания единой валюту между пятью государствами – Россией, Бларусией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - евразо. За образец также предполагается взять евро – единую европейскую валюту.
Однако миф об успешности проекта евро, как единой валютной системы, рухнул в 2009 году, с началом мирового глобального финансового кризиса. Кризис обнажил глубинные деструктивные процессы, происходившие внутри этого союза, и которые в годы бума так ярко не проявлялись.
Теперь же стало понятно, что евро является первой в мире валютой, которую просто придумали, создали искусственным путем. В отличие от тех же Соединенных Штатов США, Евросоюз представляет собой не федерацию, а агломерацию независимых государств.
Поэтому экономика Европы отличается отсутствием гибкости, особенно на рынке труда, а в результате европейцам очень трудно приспособиться к цикличным структурным изменениям. И если бы страны Европы сделали выбор в пользу федеративного государства, введение единой валюты стало бы естественным решением. Однако 17 членов еврозоны решили перейти на евро, не создавая политического союза, и получили по полной программе.
Если лет семь – десять назад членство в Еврозоне рассматривался как счастливый бонус, то теперь страны Европы, не входящие в зону евро активно дистанцируются от политики Европейского Центробанка. В «авангарде» идет правительство Швеции. По оценке причин еврокризиса шведская позиция фактически совпадает с позицией деловых кругов США. Однако эта критика осталась без ответа: отношение Швеции к ситуации в еврозоне не стали комментировать ни в самих странах валютного союза, ни функционеры ЕЦБ.
По оценкам Международной организации кредиторов (WOC), финансово-экономическая ситуация в странах ЕС, сохраняющих свои нацвалюты, лучше, чем в странах еврозоны. Так, в последних соотношение размера госдолга к национальному ВВП и золото-валютным резервам минимум на 20% выше, чем, например, в Швеции и Дании. Эти факторы позволяют той же Швеции более активно дистанцироваться от политики ЕЦБ, что отчасти способствует сохранению нацвалют в Дании, Норвегии и Исландии.
Шведский премьер-министр Фредерик Рейнфельдт 18 июня выступил против введения так называемых евробондов – гособлигаций, общих для всех стран еврозоны. «Это неправильный путь борьбы с долговым кризисом, который подает неправильные сигналы и парализует еврозону», – сказал он. Такое решение «неизбежно увеличит ставки заимствования для стран с хорошо управляемой экономикой, в то время как в странах, нуждающихся в реформировании экономик, будут искусственно снижены цены, что приведет там к чрезмерному потреблению», считает он.
Взамен глава шведского правительства предложил «провести в пострадавших от кризиса странах несколько внутренних реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и на избавление от коррупции». Другими словами, Стокгольм предложил системные, общеэкономические антикризисные меры в еврозоне в противовес распределению последствий кризиса между всеми странами – участницами зоны евро. Кстати, аналогичные мнения высказали представители Норвегии, Дании, Исландии, Швейцарии. Что касается ситуации в Греции, премьер-министр Швеции полагает, что «пока абсолютно невозможно сказать, что опасность выхода Афин из еврозоны миновала».
Парадоксально, но такая позиция сделала Швецию популярной среди греческих эмигрантов. В 2011 году их в Швеции оказалось вдвое больше, чем было в 2010 году. По данным Euromag и Радио Швеции, греческое землячество в этой стране организовало специальную группу помощи грекам-эмигрантам. Капиталы активно выводятся из Греции за пределы еврозоны, например, в Великобританию, Швейцарию или США. Американский аналитик считает, что «Греция выйдет из еврозоны не по собственному желанию, а вследствие необходимости». Но, по его мнению, куда больший ущерб еврозоне и евровалюте нанесет возможный выход Испании ввиду масштабов как финансового кризиса в этой стране, так и ее экономики.
Это провоцирует рост востребованности ценных бумаг стран Европы, не участвующих в еврозоне. Например, по оценкам «РОСБАЛТ-Бизнес», спрос на бумаги наиболее надежных суверенных эмитентов Евросоюза резко вырос вследствие углубления долгового кризиса в еврозоне. К настоящему времени Дания и Швейцария хорошо продают двухлетние бумаги. По-видимому, ситуация в еврозоне уже напрямую касается единства в ЕС и интересов США.
Свою оценку Евросоюза дал бывший пермьер-министра Великобритании Тони Блер. Он отметил накануне мексиканского саммита G20: «Если страны еврозоны не начнут принципиальных реформ, то судьба евровалюты предрешена»
«Почти все европейские государства сегодня находятся перед выбором: принимать меры экономии наряду со структурным реформированием или добиваться роста экономики без внедрения реформ», - заявил политик. - Выход в том, чтобы маневрировать между этими крайностями». Тони Блэр уверен, что евро не сможет удержать позиции, если как весь ЕС, так и его члены не начнут проводить коренных реформ, причем в ближайшее время. Особую роль Блэр отводит Германии. Если другие страны Евросоюза начнут экономические изменения, то они смогут убедить Германию бороться за спасение единой валюты.