Налоговые права местных органов власти

права, предоставленные представительным органам местного самоуправления в части установления и введения в действие налогов и сборов, отнесенных ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным, определения по ним налоговых льгот и налоговых ставок в установленных пределах, порядка и сроков уплаты, форм отчетности, а также по обеспечению поступления налогов и сборов и работе по контролю за их уплатой налогоплательщиками. Нормативные правовые акты исполнит, органов местного самоуправления по установлению, изменению или отмене местных налогов и сборов, обязательных к уплате на территории соответств. муниципального образования, не могут изменять или дополнять законодательство РФ о налогах и сборах. Исполнит, органы местного самоуправления имеют право: уполномочивать в установл. порядке финансовые органы и должностные лица осуществлять прием и взимание местных налогов и сборов, а также контроль за их уплатой; устанавливать права, обязанность и ответственность сборщиков налогов и сборов; устанавливать порядок признания и списания безнадежных долгов по местным налогам и сборам. Н.п.м.о.в. за период 1992-98 менялись несколько раз. В 1994-96 представит, органам местного самоуправления было предоставлено право вводить дополнит, налоги и сборы. Этот эксперимент привел к введению более 200 видов местных налогов и сборов (сбор за захоронение, сбор за выгул собак и др.). С 1 янв. 1997 Указом Президента РФ от 18 авг. 1996 № 2114 органам местного самоуправления запрещено вводить дополнит, налоги, не предусмотр. законодательством РФ, а также повышать ставки этих налогов. Налоговым кодексом РФ к местным налогам и сборам отнесены: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы. Установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, запрещено. Органы местного самоуправления обязаны направлять в соответств. региональные налоговые органы и финансовые органы информацию об установлении местных налогов и сборов. Сведения о действующих местных налогах или сборах и об их осн. положениях не реже одного раза в год должны публиковаться соответств. региональными налоговыми органами. Отличительная особенность местных налогов заключается в том, что они являются не только инструментом воздействия на уровень развития территорий, но и источником расходов на здравоохранение, образование, строительство жилья и дорог, развитие социальной сферы. Из бюджетов муницип. образований финансируется около 57°/) расходов государства на социальные нужды. Финансирование этих расходов обеспечивается за счет местных налогов и сборов, федеральных налогов, имеющих статус закрепленных за местными бюджетами доходных источников, а также отчислений от регулирующих доходов. Ставки (нормативы) отчислений по регулирующим налоговым доходам устанавливаются представительными органами субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов. С 2002 налоговая ставка по налогу на прибыль, зачисленному в местные бюджеты, будет составлять 2%. В системе местных налогов важную роль играют налог на землю и налог на имущество физических лиц, установленные в Российской Федерации в соответствии с Федер. законами от 11 окт. и от 9 дек. 1991. Эти налоги являются общеобязательными на всей территории РФ. Земельный налог - самый традиционный в системе самоуправления, является одной из 3 форм платы за землю, установленной федер. законодательством. Плательщиками выступают собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, к-рые платят не налог, а арендную плату за землю). Земельный налог взимается с облагаемой земельной площади, предоставляемой юридич. и физич. лицам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями или сооружениями. В Федер. законе «О плате за землю» установлены средние ставки земельного налога, к-рые дифференцируются в зависимости от места и условий использования земли, их расположения (напр., на с.-хоз. угодья ставки установлены с 1 га площади). Конкретные ставки устанавливаются и утверждаются законодат. (представит.) органами власти субъектов РФ с учетом кадастровой оценки угодий по группам почв пашни, многолетним насаждениям, сенокосам, пастбищам и т.д. Налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается на основе средних ставок по экономич. районам с учетом установл. федеральным законом коэффициентов, учитывающих месторасположение, статус города, развитие социально-культурного потенциала. Уплата налога происходит в два срока равными долями не позднее 15 сент. и 15 нояб. Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, к-рые являются собственниками имущества. Объекты обложения налогом на имущество физич. лиц разбиваются на две группы: 1) строения, помещения и сооружения и 2) транспортные средства. Объектом обложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и др. строения, помещения и сооружения, а также вертолеты, самолеты, моторные лодки, яхты, теплоходы и др. воздушно-транспортные средства (за исключением весельных лодок). Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается по ставкам, к-рые устанавливаются представит, органами власти местного самоуправления в % к ин-вентаризац. стоимости имущества (в зависимости от стоимости имущества в пределах от 0,1 до 2%). Размер налога на транспортные средства устанавливается представит, органами местного самоуправления по объектам обложения в % от МРОТ, действующего на дату исчисления налога. По налогам на имущество физических лиц действует широкий перечень льгот (при наличии необходимых документов) по категориям налогоплательщиков, а также по конкретным видам имущества. Напр., от уплаты налога на транспортные средства освобождены граждане, имеющие моторные лодки с мотором не более 10 л.с. или жилые строения площадью до 50 м2, расположенные на участках в садоводч. и дачных не-коммерч. объединениях граждан. Налог на имущество исчисляется налоговыми органами по месту нахождения или регистрации объектов налогообложения и уплачивается в те же сроки, что и налог на землю. Налоговые органы обязаны выписывать и вручать налогоплательщикам платежные извещения до 1 авг., независимо от того, эксплуатируется имущество либо нет. В случае несвоевременного привлечения граждан к уплате налога исчисление им налогов не может охватывать более трех предшествующих периодов. За несвоевременную уплату налогов начисляется пеня. Налог на транспортные средства исчисляется ежегодно по состоянию на 1 янв. и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения или регистрации объекта обложения. В случае приобретения транспортного средства в течение года налог уплачивается с начала года, следующего за его приобретением. Плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являются те же категории налогоплательщиков, к-рые установлены по налогам на имущество. Данный налог уплачивается, если физич. лица принимают по закону или по завещанию, а также в порядке наследования определ. виды имущества (напр., жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, автомобили, мотоциклы, предметы искусства, ювелирные изделия и др. виды имущества, перечисл. в законе, и при условии, что стоимость имущества, переходящего в собственность физич. лица, превышает 850 МРОТ, установленного законом на день открытия наследства, или 80 МРОТ на день удостоверения договора дарения и при наличии свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения нотариусом или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия). Ставки налога с имущества, переходящего в порядке наследования, зависят как от стоимости наследуемого имущества, определяемого в кратном размере к МРОТ, так и от степени родства (наследники первой очереди, второй очереди и др. наследники). При исчислении налога с имущества, переходящего в порядке дарения, учитывается стоимость имущества в кратном размере к МРОТ, действующего на день удостоверения договора дарения, и степень родства (дети и родители, др. физич. лица). Причем градация стоимости имущества и ставок более дифференцирована, чем при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования. Если физическое лицо неоднократно в течение года получает в собственность имущество от одного и того же лица в порядке дарения, то налог исчисляется от общей стоимости имущества на основе нотариально удостоверенных договоров. При определении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, предусмотрен ряд льгот, направленных на защиту интересов супругов, лиц, проходящих срочную службу в рядах Вооруженных сил, погибших при защите СССР и РФ в связи с выполнением долга гражданина СССР и РФ по спасению человеческой жизни, охране гос. собственности и правопорядка, инвалидов I и II групп, лиц, потерявших кормильца. Закрытый перечень льгот установлен федеральным законом, регион, и местные органы власти не имеют права его расширять. Порядок исчисления и уплаты налога физич. лицами различен для налоговых резидентов и нерезидентов. Налоговым органам дано право предоставлять рассрочку или отсрочку (не более чем на 2 года) уплаты налога, переходящего в порядке наследования или дарения, исходя из 0,5% ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке РФ. Налог на рекламу, один из местных налогов, имеющий перспективное значение. Этот налог обеспечивает значит, долю доходов муницип. образований. Плательщиками налога являются орг-ции и физич. лица, к-рые производят расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг. Объект обложения -стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы продукции рекламодателя либо работ и оказываемых услуг. Если реклама не преследует коммерч. цели либо связана с благотворит, мероприятиями, то оказываемые услуги по рекламе освобождаются от уплаты налога. Федеральным законодательством установлена предельная ставка налога на рекламу в размере 5% стоимости рекламных работ и услуг рекламодателя. Конкретная ставка устанавливается представит, органами власти. Налог на рекламу определяется как произведение фак-тич. стоимости рекламных работ и услуг (в действ. ценах и тарифах без учета НДС) на установленную ставку налога. Юридические лица - рекламодатели ежеквартально представляют в налоговые органы расчеты суммы налога, подлежащего перечислению в местный бюджет; по месту своего нахождения и относят расходы на финансовые результаты деятельности. Физические лица - рекламодатели представляют расчет налога на рекламу одновременно с подачей декларации о фактически полученных доходах от предпринимав деятельности и включают его в состав расходов.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Налоговые права местных органов власти