Стоимость

(англ. value - стоимость, ценность, оценка) - категория политической экономии, определяющая меру значимости товара и количественно выраженная в деньгах. Ден. выражение С. (цена) и само определение категории С. - одна из осн. проблем экономич. теории и практики. В экономич. науке сложились два подхода к этой проблеме. В классической и марксистской лит-ре С. рассматривалась как объективная внеличностная категория и на первое место в ее определении выдвигались издержки или затраты. С т.з. теории трудовой С, она представляет собой овеществленный в товаре качественно однородный абстрактный труд (общественный труд). С. присуща продуктам частного труда, получившим общественное признание лишь в процессе обмена, т.е. товарам, имеющим общественную потребительную С. Величина С. товара устанавливается на рынке стихийно и определяется общественно необходимым рабочим временем (вопрос об общественно необходимых затратах в трудовой теории С. разработан недостаточно, научная теория должна не только утверждать, но и показывать, как рынок это делает). С. играет центр, роль в рыночной экономике, приобретая ден. форму своего существования - цену, являясь общепризнанным критерием эффективности произ-ва и обществ, полезности товаров и услуг. Регулятор рыночного хозяйства - закон стоимости, к-рый и определяет ценами все пропорции товарного производства, распределения живого и овеществленного труда. Неоклассическая школа считает С. субъективной категорией, определяемой степенью полезного эффекта и зависящей от редкости того, что в данное время необходимо, полезно и в чем есть потребность. Этого направления экономим, мысли, считающего неприемлемым сведение С. только к затратам, придерживается большая часть школ и экономистов. В экономим, историю вошли имена англичан У. Джевонса (1835-82) и А. Маршалла (1842-1924), австрийцев К. Мен-гера (1740-1821), Ф. фон Визера (1851-1926) и Э. фон Бём-Баверка (1851-1914), швейцарца Л. Вальраса (1834-1910), американца Дж. Б. Кларка (1847-1938) и шведа К. Викселля (1851-1926) как распространителей принципиально нового подхода к решению проблемы С. - анализа предельной полезности. Истоком такого подхода послужило утверждение о том, что ценность не является чем-то присущим определенной вещи. Она лишь отражает наше представление о полезности вещи и о том, насколько она соответствует нашим нуждам. В разграничении совокупной полезности блага, т.е. полезности всего доступного данному индивиду кол-ва блага, и его предельной полезности, т.е. полезности последней единицы из этого доступного запаса, -гл. новшество в теории С. Ценность единицы к.-л. блага определяется степенью важности той потребности, к-рая удовлетворяется с помощью этой единицы. Первая доступная единица блага представляет бесконечно высокую ценность (напр., одного литра воды), большую ценность имеют и последующие единицы, но затем она начинает убывать, пока, при достаточном изобилии, не станет нулевой (благо стало, по К. Мен-геру, неэкономическим, или свободным - free good -в coup, терминологии), потому что все потребности в этом благе могут быть удовлетворены. Одни и те же единицы блага не могут иметь разную ценность, т.к. каждая легко замещается другой. Поэтому С. определяется ценностью последней имеющейся в наличии единицы, величиной предельной, конечной полезности блага. Новизна подхода - в обращении к предельным, а не ср. величинам, поэтому революцию в теории С. называют маржинальной (фр. - marginal предельный). Теория предельной полезности-лишь первое приближение к теоретич. конструкции; получившей название «неоклассический экономический анализ», или вторая [первая - времен А. Смита (1723-90) и Д. Рикардо (1772-1823)] классич. ситуация в политической экономии. Эта ситуация создавалась усилиями А. Маршалла, Дж. Б. Кларка, К. Викселля, Ф. Визера, а также Ф. Уикстида (1844-1927), Ф. Эджоурта (1845-1926), А. Пигу (1877-1959) и др. Авторы теории предельной полезности применили принцип релятивизма к индивидуальному экономим, выбору, но не распространили его на анализ хоз. системы в целом. Для того чтобы определить, что же производить с помощью труда в системе в целом, должна быть известна его собственная ценность. Но чтобы знать ценность труда, необходимо знать ценность продукта труда. Выход из порочного круга - синтез теории предельной полезности и классической теории стоимости, т.е. использование метода взаимного и одновременного определения обеих ценностей. Неоклассики осуществили такой синтез. В их подходе величина С. связана с равновесием спроса и предложения на рынке, а само равновесие складывается при взаимодействии полезности и издержек как равновесных независимых сил. Двухвековая дискуссия о том, что такое меновая С. товаров и услуг в абстрактно-идеальных условиях, завершилась созданием функциональной теории С. в рамках совр. теории общего конкурентного равновесия.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Стоимость