Налог на доходы банков

введен в РФ с 1 янв. 1992. Отменен с 1 янв. 1994 (см. Налог па прибыль банков). Плательщиками Н. над. б. являлись: коммерч. банки; кредитные учреждения, получившие лицензию ЦБ РФ на осуществление отд. банковских операций; Банк внешней торговли РФ; Сберегательный банк РФ; специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответств. законодательными актами Российской Федерации для финансирования отд. целевых федеральных, региональных и иных программ; банки с участием иностранного капитала, иностр. банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию ЦБ РФ. ЦБ РФ и его учреждения не признавались плательщиками налога. Объект налогообложения - доходы банка без учета полученного в установленном порядке НДС, включая: начисленные и полученные проценты по ссудам; полученную плату за кредитные ресурсы; комиссионные и иные сборы по банковским и прочим операциям и услугам (в частности, по аккредитивным, инкассовым, переводным, гарантийным операциям, за услуги по корреспондентским отношениям, по ведению счетов, за информац., консультац., экспертные, трастовые услуги); доходы по валютным, лизинговым и факторинговым операциям; доходы от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах; платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банка; проценты и комиссионные сборы, полученные за прошлые (по отношению к отчетному) годы, и востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые (по отношению к отчетному) годы; плату за услуги, оказанные населению; платежи за инкассацию; доход от реализации основных фондов и иного имущества банка (определялся как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенная на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом Верховным Советом РФ; при этом первоначальная стоимость имущества не применялась к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам); денежные средства, материальные и нематериальные активы, товары народного потребления и иное имущество, переданное банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит; пр. доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций и сделок, иной хозяйств, деятельности, а также взысканные (полученные) банком пени, штрафы и неустойки. Доходы, полученные банками в иностр. валюте, подлежали налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях (путем пересчета в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день получения дохода). Налоговая база по Н. на д. б. определялась путем уменьшения суммы доходов, перечисленных выше, на сумму след. расходов: сумм, причитавшихся к уплате в бюджет в виде налогов (в частности, налога на имущество предприятия, земельного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств); платежей, внесенных в гос. социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также др. обязательных платежей; начисленных и уплаченных процентов в пределах ставки, устанавливаемой ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта; уплаченных комиссионных сборов за услуги и корреспондентские отношения в пределах, устанавливаемых ЦБ РФ; расходов, связанных с осуществлением валютных операций; процентов и комиссионных сборов, уплаченных в счет прошлых (по отношению к отчетному году) лет, и возврата процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов за прошлые (по отношению к отчетному) годы; амортизац. отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода, по нормам, утверждаемым в установленном порядке; сумму износа нематериальных активов, начисленного по нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности банка (норма износа нематериальных активов, срок полезного использования к-рых невозможно было определить, устанавливалась в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности банка); расходов по аренде основных фондов в размере амортизац. отчислений на их полное восстановление, а нематериальных активов - в размере стоимости суммы начисленного износа; расходов на рекламу, оплату консультац., информац. и аудиторских услуг: расходов по эксплуатации зданий, оборудования и инвентаря, принадлежащих банку и арендованных им. в т.ч. платы за отопление, освещение, пожарную и сторожевую охрану, на ремонт (при этом расходы на оплату труда не учитывались); расходы на служебные командировки, представительские расходы в пределах норм, установленных Правительством РФ; операционных, канцелярских, почто во-телеграфных расходов, расходов по перевозке и хранению денежных средств и ценностей, а также платы др. банкам за расчетно-кассовое обслуживание и услуги вычислительных центров. От налогообложения освобождались след. доходы проценты по кредитам, предоставленным Правительству РФ, ЦБ РФ и Банку внешней торговли РФ или под их гарантии; проценты и дивиденды, полученные по гос. облигациям и иным гос. ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размещению гос. ценных бумаг. Налоговая база уменьшалась на суммы: отчислений в фонд страхования депозитов в коммерч. банках, фонд страхования коммерч. банков от банкротства (по 1% от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов); затрат, осуществленных в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления нормативами на содержание находившихся на балансе банков объектов жилищной и социально-культурной сферы (объекты здравоохранения, дома престарелых и инвалидов, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, спортивные сооружения, учреждения образования и др.), а также затрат банков на эти цели при их долевом участии в содержании указанных объектов (в пределах норм, утвержденных органами местного самоуправления, на территориях к-рых находились указанные объекты и учреждения); взносов, направленных на благотворительные цели (в части., в экологические, оздоровит., образоват. и др. фонды и общественные объединения, общественным организациям инвалидов, домам престарелых и инвалидов, религиозным объединениям, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, соц. обеспечения, физкультуры и спорта) в пределах 1% налогооблагаемого дохода (фонды, предприятия, учреждения и организации - получатели таких средств - по окончании отчетного года были обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании; суммы, использованные не по назначению, изымались в доход федерального бюджета); затрат на технич. перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектов соц. инфраструктуры (льгота предоставлялась при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату). Для банков, получивших в предыдущем году убыток то данным годового бух. отчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождалась от уплаты налога в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и др. аналогичных по назначению фондов, создание к-рых предусмотрено законодательством). Налоговые льготы не должны были уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот. более чем на 50%. Основная ставка налога на доходы составляла 30%. Ставка налога для банков, осуществлявших кредитные вложения в крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и др. с.-хоз. предприятия и организации агропромышленного комплекса, производившие и перерабатывавшие с.-хоз. продукцию, в размере не менее 50% от общей суммы их кредитных вложений, была установлена в размере 20%. Доходы от долевого участия в деятельности др. банков и предприятий, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежавшим банку, облагались налогом у источника выплаты поставке 18%. Сумма налога определялась плательщиками самостоятельно исходя из величины налоговой базы (с учетом предоставленных льгот по налогу) и установленных ставок налога. В течение квартала плательщики производили авансовые взносы налога в бюджет, исчисленные из предполагаемой суммы дохода за налогооблагаемый период, не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями в размере '/6 квартальной суммы налога. Если суммы налоговых платежей были незначительны, то по ходатайству плательщика налоговый орган мог установить один срок уплаты в бюджет - 20 числа каждого месяца в размере '/3 квартальной суммы налога. Ежеквартально плательщики исчисляли нарастающим итогом сумму налога исходя из фактически полеченного ими дохода, подлежавшего обложению налогом. и установленной ставки. Уплата налога производилась по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса) за квартал, а по годовым расчетам -в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса) за год. Налог на доходы зачислялся в федеральный бюджет. Излишне внесенные суммы налога засчитывались в счет очередных платежей или возвращались плательщику в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления. Плательщики налога были обязаны представлять налоговым органам по месту своего нахождения 6>\. отчеты (балансы) в порядке и сроки, установленные законодательством, и расчеты суммы налога по формам, утвержденным Госналогслужбой РФ. Авансовая сумма налога на текущий год определялась исходя из предполагаемого дохода и ставки налога. Уплата налога по фактически полученному доходу за год производилась в безналичном порядке в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бух. отчета за год. Сумма дохода, полученная за пределами России, включалась в общую сумму дохода, подлежавшую налогообложению в России, и учитывалась при определении размера налога. Уплаченная за пределами России в соответствии с законодательством др. государства сумма налога на доход, полученный на территориях этих государств, засчитывалась при уплате налога на доход в России. При этом размер засчитываемой суммы не мог превышать суммы налога на доход, подлежавшего уплате в РФ по доходу, полученному за ее пределами. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ВИДЕОСАЛОНОВ (ВИДЕОПОКАЗА), ОТ ПРОКАТА ВИДЕО- И АУДИОКАССЕТ И ЗАПИСИ НА НИХ установлен Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (1991 с послед, изм.) и регламентируется Инструкцией ГНС РФ от 10 авг. 1995 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (с послед, изм. и доп.). Пр-тия помимо налога на прибыль уплачивают налоги с доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) видеосалонов, видеопоказа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых в виде разницы между выручкой, получаемой от реализации этих услуг, и расходами (включая расходы на оплату труда) на эти услуги. Плательщики налога - плательщики налога па прибыль организаций, реализующие данные виды деятельности. Перечисленные доходы облагаются по ставке 70%; налог зачисляется в доходы бюджетов субъектов РФ. Суммы налога определяются плательщиками самостоятельно исходя из величины облагаемого дохода и установл. ставки налога. Исчисление налога производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года. В целях исчисления налога плательщики обязаны обеспечить реальное ведение учета финанс. результатов по рассматриваемым видам деятельности. Расчет сумм налога производится плательщиками по форме согласно Приложению № 9 к указ. Инструкции ГНС РФ и представляется плательщиками в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 2-го числа месяца, след. за отчетным. Бухгалтерские отчеты и балансы представляются плательщиками в порядке и сроки, установленные в соответствии с действующим законодательством. Уплата налога производится в 5-дневный срок со дня представления расчета.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Налог на доходы банков