Аудит

(англ. audit) - предпринимательская деятельность профессиональных аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований организаций (клиентов). Аудитор (аудиторская фирма) оказывает также дополнит, аудиторские услуги, связ. с консультированием клиентов по вопросам налогового, банковского, фи-нанс. законодательства, по составлению расчетов или деклараций по налогообложению, ведению или восстановлению бух. учета и др. Традиц. направление деятельности аудиторских фирм - работа с финанс. отчетами хозяйствующих субъектов: оценка финанс. состояния, составление финанс. прогнозов, финанс. консультации по вопросам выбора форм привлечения капитала, размещения временно свободных ден. ресурсов. Аудиторская фирма ведет работу на договорной основе. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает аудиторскую фирму. Последняя по согласованию с заказчиком определяет направления и условия выполнения заказа, к-рые оформляются в Письме-обязательстве и Договоре об оказании аудиторских услуг. В нормативных документах и практике различают обязательный и инициативный А. Обязательный А. проводится ежегодно в орг-циях, перечень к-рых определяется в законодат. порядке. К ним относятся крупные производственно-хоз. орг-ции, привлекающие для своей деятельности средства инвесторов (акционерные об-ва, финансово-кредитные орг-ции, страховые компании), а также организации, объем реализации и/или величина чистых активов которых достигает установленного нормативными документами значения (соответственно 500 тыс. МРОТ и 200 тыс. МРОТ), гос. и муницип. унитарные пр-тия основ, на праве хозяйственного ведения, если финанс. показатели их деятельности соответствуют указ. масштабу. Для муницип. унитарных пр-тий закон субъекта РФ может определить пониженные величины финанс. показателей. Объекты обязательного А. определены Федер. законом «Об аудиторской деятельности» (2001). Обязат. аудиторские проверки проводятся также по поручению гос. органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, налоговой полиции и т.д. Основная их цель - установление достоверности бух. (финанс.) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия соверш. ими финанс. и хоз. операций нормативным актам, действующим в РФ. Уклонение хозяйствующего субъекта от проведения обязат. аудиторской проверки либо воспрепятствование ее проведению влечет за собой наложение штрафных санкций на хозяйствующий субъект и его руководителя (руководителей) в размере от 500 до 1000 МРОТ на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами Федерального казначейства РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ. Инициативный А. проводится по решению хозяйствующего субъекта в объемах и в сроки, обусловленные договором между аудитором (аудиторской фирмой) и органом его управления. Такая проверка может носить целевой (проблемно-ориентированный) характер. Инициативные аудиторские проверки проводятся по инициативе хозяйствующих субъектов (в части., по инициативе акционеров, руководства орг-ции), а также по требованию финансово-кредитных орг-ций (при получении кредита, оформлении договора залога), страховых фирм и т.п. Кроме подтверждения достоверности бух. отчетности, целью инициативного А. могут быть: оценка и прогноз финанс. устойчивости пр-тия; обоснование рациональной учетной политики; выбор метода ведения бух. учета; разработка рекомендаций по улучшению финанс. состояния и повышению эффективности деятельности пр-тия. А., к-рый проводит специализир. аудиторская фирма, относится к внешнему А. В крупных орг-циях наряду с внешним проводится внутренний А. Его осуществляют штатные сотрудники орг-ции, подчиняющиеся ее руководителям. По существу внутренний А. представляет собой реализацию контрольной функции управления пр-тием. Это - организованная в интересах собственников хозяйствующего субъекта и регламентированная внутр. документами система внутреннего контроля за соблюдением уста-новл. порядка ведения бух. учета и надежностью функционирования самой системы контроля. К звеньям внутр. А. относятся назначаемые собственниками организации ревизоры, ревизионные комиссии, внутр. аудиторы или их группы. Осн. задача внутр. контроля -постоянный контроль за затратами, оценка их правомерности и результативности, определение резервов произ-ва, обоснование путей мобилизации резервов. В зависимости от выбр. форм организации контрольная функция может быть централизована в отделе внутр. контроля или децентрализована по осн. подразделениям управления. Во мн. средних орг-циях функцию внутр. контроля выполняет внутр. аудитор, утверждаемый собранием акционеров или учредителей. А. как инструмент контроля развивался одновременно со счетоводством. В масштабах государства правительства стремились установить контроль за поступлением налогов и расходованием средств казны (бюджета). Такой контроль был направлен на проверку деятельности гос. чиновников. В разной форме финанс. проверки проводились в Римской империи, средневековых Англии и Франции. Историч. родиной А. считается Великобритания, где с 1844 был принят ряд законов о компаниях, согласно к-рым правления акц. компаний были обязаны приглашать не реже 1 раза в год спец. человека для проверки бух. счетов и отчета перед акционерами. Значимое место в деловом мире аудиторы заняли в сер. XIX в., когда начался бурный рост акц. капитала. В России попытки создать институт А. предпринимались в 1889, 1912 и (в быв. СССР) 1928, и все они оказались неудачными. Начало совр. А. в России положено Постановлением СМ СССР № 1033-245 от 8 сент. 1987 «О создании советской аудиторской организации», предусматривавшим создание акц. об-ва «Инаудит» как профессион. аудиторской орг-ции, являющейся самостоят, юридич. лицом и имеющей целью оказание аудиторских и консультац. услуг действующим в СССР и за границей совместным пр-тиям, участниками к-рых выступали советские орг-ции. В 1988-92 в России было создано несколько сот аудиторских фирм. Законодат. база аудиторской деятельности стала формироваться в 1993, когда указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» № 2263 от 22 дек. 1993 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. 7 авг. 2001 принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Силами государственных органов, ответств. за регулирование аудиторской деятельности, и общественных организаций ведется работа по подготовке аудиторских правил (стандартов) и др. регуляторов А.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Финансовый контроль и аудит / Аудит