Финансовая система развивающихся стран

(англ. financial system of developing countries) - система, включающая государственный бюджет; местные бюджеты; в федеративных государствах (Индия, Бразилия, Мексика, Колумбия, Нигерия и др.) еще и бюджеты членов федерации; финансы государственных и частных предприятий. Развивающиеся страны заметно различаются по размерам территории, численности населения, обеспеченности природными ресурсами. Состояние их экономик и финансовое положение во многом определяются финансовыми ресурсами, поступающими к ним из развитых стран. За последние годы произошла дифференциация в положении отдельные государств. Так, Республика Корея, Сингапур (т.н. «азиатские драконы») превратились в высоко развитые страны. Бывшая британская колония Гонконг (теперь специальный административный район Сянгян, КНР) стала крупнейшим финансовым центром. Индустриальными государствами стали Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили. В благоприятном экономическом и финансовом положении, начиная с 70-х гг., находятся члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Вместе с тем имеется значительное число бедных, в основном африканских и латиноамериканских, государств, экономическое и финансовое положение которых очень тяжелое. В этих странах развитие национальных финансовых систем происходит в условиях промышленной и технологической отсталости, многоукладности экономики, низких доходов широких слоев населения. Для развивающихся государств характерна высокая централизация финансовых ресурсов. Средства гocударства концентрируются в основных в государственных бюджетах. Через местные бюджеты вследствие слабого роста их доходной базы перераспределяются относительно небольшие объемы средств. Налоги занимают от 50 до 90% общей суммы доходов госбюджетов. Для большинства развивающихся стран характерно преобладание косвенных налогов (60 - 80% всех налоговых поступлений). Главные косвенные налоги - акцизы, налог с продаж, налог на добавочную стоимость (в тех странах, где он применяется), фискальные монопольные налоги. В отличие от финансовой системы развитых стран здесь большое значение имеют таможенные пошлины на экспортируемые и импортируемые товары (в развитых странах и в РФ экспорт товаров таможенными пошлинами не облагается), что ставит доходы госбюджета в непосредственную зависимость от объема внешней торговли. В странах, ставших индустриальными, все большую роль играют прямые налоги - подоходный налог с населения и налог на прибыль корпораций. Рост прямого налогообложения достигается преимущественно за счет налога на прибыль корпораций, главными плательщиками которого выступают наиболее крупные государственные и частные предприятия, включая иностранные. Ставки подоходного и корпоративного налогов ниже применяемых в развитых странах, что направлено на стимулирование частного предпринимательства. Либеральный налоговый режим и дешевая рабочая сила - важный фактор для привлечения иностранного частного капитала. Доходы от государственного имущества и предприятий (несмотря на наличие крупного госсектора) в большинстве развивающихся стран не превышают 6-8% общей суммы доходов госбюджетов. Причина невысокой рентабельности государственных предприятий - низкие цены на их продукцию и услуги. Это не относится к странам-членам ОПЕК, где в результате полной или частичной национализации добычи и реализации нефти основная часть доходов государства формируется за счет отчислений нефтяных компаний, как национальных, так и иностранных. Первая статья расходов государственного бюджета развивающихся стран -направление финансов на преодоление экономии, отсталости. В среднем до 25% всех бюджетных ассигнований составляют расходы на экономику - финансирование вновь создаваемых промышленных предприятий, сооружение тепловых и гидроэлектростанций, разведка полезных ископаемых и т.д. Вторая статья - затраты на социальные цели: образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Главное место среди них занимают расходы на создание и развитие национальных систем образования, на ликвидацию неграмотности и организацию системы подготовки национальных профессионально-техничесикх кадров для народного хозяйства. Госбюджеты - основной источник финансирования здравоохранения, социального страхования и пенсионного обеспечения. Третья статья - затраты на содержание аппарата управления. Всевозрастающая статья расходов связана с выплатой процентов и погашением внутреннего и внешнего государственных долгов. В ряде стран заметное место занимают расходы на военные цели. Все бюджетные расходы подразделяются на ассигнования на текущие цели (занимающие главное место) и затраты на капиталовложения. В большинстве развивающихся стран госбюджеты являются дефицитными. Дефицит финансируется за счет внутренних и внешних источников. Основных источник внутренних государственных займов - средства центральных эмиссионных банков, кредитующих государство за счет дополнительной эмиссии денег (что является одной из причин инфляционного процесса). Среди внешних источников главными выступают кредиты и займы, предоставляемые на базе двусторонних межправительственных соглашений или международными финансовыми организациями (Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией и Международной ассоциацией развития - см. Всемирный банк), а также средства частных коммерческих банков развитых стран. Для большинства развивающихся стран характерна тенденция к увеличению внешней задолженности, хотя в ряде стран преобладает внутренний долг. Ведущие методы погашения внешнего долга, применяемые международными кредиторами, - списание части долга с беднейших стран; реструктуризация внешней задолженности (продление сроков ее погашения и выплаты процентов); обмен долгов на акции приватизируемых предприятий.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Финансовая система / Финансовая система развивающихся стран