Затраты

(англ. expenses) - выраженная в денежном эквиваленте величина ресурсов, использованных в определенных целях. Применение ден. измерителя позволяет суммировать разл. ресурсы, средства, к-рые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести экономич. выгоды в будущем (см. Доходы будущих периодов). Они учитываются как активы в балансе и переходят в разряд расходов след. отчетного периода. Израсходованные средства, потерявшие способность приносить доход в дальнейшем, учитываются как расходы отчетного периода. Управление 3. предполагает прежде всего их классификацию по направлениям учета: для определения стоимости запасов продукции, принятия управленческих решений, осуществления контроля и регулирования. Оценка запасов произвел, продукции осуществляется по себестоимости. При этом определяются затраты, входящие в себестоимость продукции, и затраты отчетного периода. В себестоимость продукции включают производственные 3. на осн. материалы, 3. на оплату труда и производств, накладные расходы. Осн. материалы - материалы, к-рые прямо израсходованы на произ-во конкретного вида продукции. Трудовые 3. состоят из расходов на оплату труда, к-рые могут быть отнесены на конкретную продукцию. К производств, накладным расходам относятся амортизационные отчисления, арендная плата; эти ресурсы переводятся в разряд расходов после продажи продукции. Непроизводств, расходы (на содержание администрации, по сбыту продукции) относят к затратам отчетного периода. Полная себестоимость продукции представляет собой сумму прямых 3. и относимую на нее долю косв. 3. (к-рые нельзя разделить по отд. объектам). Для целей налогообложения произвел. 3. корректируются с учетом утвержд. в установл. порядке лимитов, норм и нормативов. При этом 3. группируются в соответствии с их экономич. содержанием по след. элементам: материальные 3. (за вычетом стоимости возвратных отходов), 3. на оплату труда, отчисления на соц. нужды, амортизация, пр. затраты. Производств. 3. включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к к-рому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей. Непроизводств, затраты отражаются в том отчетном месяце, в к-ром они выявлены. Для оценки альтернативных вариантов действий при принятии решений и планировании применяют след. виды классификаций: по отношению к объему произ-ва; на принимаемые и непринимаемые в расчет 3.; безвозвратные 3. и 3. истекшего периода; устранимые и неустранимые 3.; вмененные 3. в результате принятого альтернативного курса; инкрементные (приростные) и маржинальные (предельные) 3. Прямо пропорционально объему производств, деятельности изменяются переменные 3. (осн. материалы, сдельный труд). Постоянные 3. остаются неизменными для различных масштабов произ-ва за определ. период (управленч. расходы). Принимаемые в расчет затраты - это будущие 3., к-рые подвержены влиянию принятого решения. [При выборе вида транспорта для транспортировки материалов (собств. автотранспортом или железнодорожным) налог с владельцев трансп. средств будет относиться к не принимаемым в расчет 3, т.к. его размеры не зависят от сделанного выбора, тогда как расходы на бензин относятся к принимаемым в расчет 3.] Устранимые 3. - это 3., к-рых можно избежать, выбрав альтернативный курс действий. Неустранимых 3. избежать невозможно. [При принятии решения должны учитываться только устранимые 3. и выбираться тот вариант, к-рый создает доход, превышающий неустранимые затраты.] Под безвозвратными 3. понимается стоимость уже приобретенных ресурсов, когда выбор не может повлиять на сумму данных затрат, возникших в результате ранее принятого решения, к-рые не могут быть изменены никаким решением в будущем. Для организации контроля и регулирования размеров 3. в организационной структуре пр-тия выделяют центры ответственности (участок, менеджер к-рого индивидуально отвечает за его работу). 3., регистрируемые по центрам ответственности (англ. responsibility centre), классифицируются как регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые 3. являются предметом регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности к-рого связана с этими затратами. [Напр, оплата труда производственных рабочих и вспомогат. персонала, канцелярские, телефонные расходы.] Нерегулируемые 3. - амортизация, оплата труда менеджеров.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бухгалтерский учет и отчетность / Затраты