Теория налогообложения

(англ. taxation theory) - концептуальная модель налоговой системы, предлагающая принципы построения, роль и значение налогов в экономике, их функции, состав и структуру. Теория налогообложения менялась в зависимости от уровня развития экономики, национальных традиций, политики государства. Классическое представление о роли налогов в экономике было введено Адамом Смитом (1723-90). Он определил их как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: соразмерность, определенность, удобность и дешевизна. Представителями этого направления являются У. Петти (1623-87), Ж.-Б.Сей (1767-1832), Д. Рикардо (1772-1823), Дж.С. Милль (1773-1836), считавшие экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан. Усложнение экономических отношений в обществе, действие объективных циклических процессов потребовали корректировки классического учения. Появились новые научные теории. В настоящее время выделяют два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственого регулирования. Кейнсианская теория (Дж. М. Кейнс, 1883-1946) отражает элементы анализа общего функционирования экономики, выделяет роль государства и его влияния на экономические процессы, регулирование социально-экономических границ налогообложения исходя из неустойчивости динамического равновесия и необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы с помощью присущих ему инструментов. Налоги как норма процента призваны играть регулирующую функцию в экономике, когда излишние денежные сбережения изымаются с помощью прогрессивного обложения. Налоги в этом случае действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости», сглаживают обострение экономической неустойчивости от уменьшения доходов бюджета: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения. Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономичности, в частности, производственных процессов, когда внешние корректирующие меры должны направляться лишь на то, чтобы устранять препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Джеймс Мид (р. 1907), построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство с безграничным ростом его расходов дестабилизирующим фактором. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной налоговой политики, последователи неоклассицизма полагают, что теорией налогообложения будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономического предложения и монетаризм. Теория экономического предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, т.к. высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых экономистов и взяты на вооружение представителями возрожденного направления: от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Теория налогообложения, теория экономия предложения, развитая в начале 80-х гг. в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лэффером, руководствовалась главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении налоговых ставок и понижении тем самым прогрессивности налогообложения, установлении оптимальной границы обложения. Наглядно эта идея представлена Лэффера кривой: рост налоговых ставок поддерживает рост налоговых поступлений лишь до определенного предела, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, подавляется предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики, доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени. Теория монетаризма, разработанная американским экономистом М. Фридменом (р. 1912), приверженцем идеи свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. Делается также ставка на снижение налогов. Сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой, по мнению монетаристов, позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного но и частного предприятия. Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, представлявшие собой синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории. В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам. Так, английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделять объекты налогообложения по отношению к потреблению (и предлагая облагать в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережению (предлагая при этом ограничиваться лишь ставкой процента по вкладу). В результате возникла идея налога на потребление, который являлся одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Считается, что не фиксированный налог с продаж, а налог на потребление, вводимый по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (напр., на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами. В настоящее время не существует какой-либо одной «истинно верной» теории экономического регулирования: есть взаимодействие трех основных концепций: кейнсианство с различными вариациями, теория экономические предложения и монетаризм. Зарубежные налоговые теории отличаются конкретным, прикладным характером, т.к. положения, разрабатываемые ими, традиционно являются основой фискальной политики и финансового законодательства развитых государств. Теоретические споры ведутся не столько по вопросу о сущности налогов как экономические категории, объективное существование и необходимость которых сомнению не подвергаются, сколько об их роли в экономике. В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и, в основном, затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, А. Тривус, И. Озеров, А. Исаев. А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых являются неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки. Однако после революции общепризнанная теория налогов по политическим причинам была подвергнута сильному искажению, что отбросило развитие отечественной науки на много лет назад. В настоящее время дискуссии о принципах построения налоговой системы стали возрождаться. Они идут по разным направлениям: изучение экономического наследия о налогах, определение места и роли налогов в государственном регулировании экономики, взаимодействие налогов с другими финансовыми рычагами, экономико-математическое моделирование налоговых систем.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Теория налогообложения