Регулирующие доходы

налоги, по которым законодательными (представительными) органами власти вышестоящего территориального уровня устанавливаются на временной основе (в т.ч. на очередной финансовый год) нормативы отчислений (в %) в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях бюджетного регулирования. В РФ осн. Р. д. являются: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на прибыль орг-ций; налог на доходы физич. лиц. Эти федер. налоги распределяются по нормативам, к-рые должны быть стабильными в течение всего года. Законом РФ «О федеральном бюджете на 1996 г.» впервые было определено, что для консолидированных бюджетов субъектов РФ они устанавливались на 3 года. По налогу на прибыль была определена разделенная налоговая ставка между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ без разделения ее на федер. уровне между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Поэтому данный налог рассматривался в бюджетной системе РФ как регулирующий. Если на федер. уровне утверждались единые нормативы отчислений по каждому виду Р.д. для всех субъектов РФ, то внутри последних для местных бюджетов в большинстве случаев устанавливались единые и дифференцир. (групповые и индивидуальные) нормативы. При этом часть субъектов РФ утверждает единые нормативы в максимально возможном размере. Это делается, как правило, по дотационным территориям с целью сокращения встречных финанс. потоков, уменьшения дотационности местных бюджетов и повышения ответственности и заинтересованности органов местного самоуправления в наиболее полном и своеврем. сборе налогов. В нек-рых случаях субъекты РФ устанавливают единые нормативы как дотационным, так и недотационным местным бюджетам, но тогда последним, как правило, не утверждаются максим, нормативы. Гл. 25 Налогового кодекса РФ установлена налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 24% с зачислением в федер. бюджет 7,5% суммы налога, в бюджеты субъектов РФ - 14,5%, в местные бюджеты - 2%. При этом законодат. (представит.) органы субъектов РФ вправе снижать налоговую ставку для отд.катего-рий налогоплательщиков в части сумм налога зачисляемых в их бюджеты, но не более чем на 3%. Применение Р. д. позволяет оказывать стимулирующее воздействие на поступление налогов и на др. уровни бюджетной системы: чтобы получить свою часть Р.д., напр., в местный бюджет, муниципалитет должен обеспечить на территории муницип. образования перечисление его полностью в бюджетную систему в объеме всего контингента этого дохода, что заинтересовывает его в наибольшем росте Р.д. Законодательство РФ предусматривает возможность установления нормативов отчислений от Р.д. и на долговрем. основе, но с ежегодным утверждением. В мировой практике Р.д. используются для бюдж. регулирования, но широкого распространения не имеют. Напр., в Германии и Австрии регулирующим является налог на добавленную стоимость. В Германии поступления его с 1995 делятся между федер. бюджетом и бюджетом земель в соотношении 56 : 44. Величина соотношения устанавливается на долговрем. основе. Для ее изменения требуются серьезные причины: устойчивое возрастание финанс. потребностей федер. бюджета или бюджетов земель, если оно не может быть компенсировано за счет краткосрочных мероприятий. Так, в период 1992-94 земли в целом получали 33% этого налога, увеличение до 44% с 1995 связано с необходимостью финанс. поддержки восточных земель. Из доли НДС, передаваемой в распоряжение земель, 3/4 ее распреде- ляется между ними, исходя из доли численности населения земли в численности населения страны. Остальная часть НДС ('/ф) направляется на выравнивание налогового потенциала «слабых» земель (у к-рых душевые налоговые доходы ниже 95% среднего уровня по всем землям) до 99,5% среднего уровня.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Регулирующие доходы