Расходы бюджета

включают: расходы на гос. (муницип.) услуги общего назначения, к к-рым относятся затраты на содержание законодат. (представит.) органов гос. власти и местного самоуправления (см. Расходы на управление), развитие междунар. сотрудничества (в т.ч. на реализацию междунар. договоров) и участие в миротворч. деятельности; расходы на финансирование нац. обороны, а также всех органов и мероприятий, обусловл. правоохранит. деятельностью и обеспечением безопасности гос-ва и обществ, порядка (см. Расходы военные, Расходы на оборону, Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства); расходы на общественно-значимые и соц. услуги -образование, здравоохранение, соц. обеспечение, жи-лищно-коммун. хоз-во, средства массовой информации, культуру и т.п. (см. Расходы на социальные цели); расходы на обеспечение более высокой эффективности хоз. деятельности, развитие рыночной инфраструктуры, создание условий экономич. роста, целевые программы экономич. характера, создание новых рабочих мест и т.п. (см. Расходы бюджета на реальный сектор экономики); расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, пополнение гос. запасов и резервов, оказание финанс. помощи бюджетам др. уровней и т.п. Функцион. классификация Р.б. позволяет анализировать динамику расходов исходя из их обществ. назначения, прогнозировать Р.б. на перспективу и проводить междунар. сопоставления Р.б. с целью определения степени участия гос. и муницип. управленч. структур в осуществлении экономич. и соц. функций. Наиболее существенными в бюджетах многих гос-в являются расходы на соц. программы, включающие помощь престарелым, нетрудоспособным, безработным гражданам, лицам, нуждающимся в медицинской помощи, и т.п. По нек-рым странам (в части., США) около четверти Р.б. направляется на оборону; в бюджетах многих стран значит, доля Р.б. приходится на расходы, связ. с обслуживанием и погашением гос. долга (напр., в России их доля составляет около 20% всего объема расходов федер. бюджета). Значит, место в структуре Р.б. экономически развитых стран прочно заняли затраты на развитие науки и техники, поскольку именно гос. ассигнования, наряду со средствами корпораций, выступали осн. источником финансирования программ развития науки и техники. Гос-ва способствовали научным разработкам как путем прямого бюдж. финансирования, так и посредством предоставления различного рода льгот корпорациям, ведущим научно-исследовательские работы. Расходы на научно-исследовательские цели составляли: в США - 2,8% ВВП, в Японии - 3, в ФРГ-2,6, в России - менее 0,5%. В группу лидеров по расходам на прикладные исследования входят Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия, Ирландия. Экономическая классификация, основанная на экономич. содержании Р.б., позволяет видеть их роль в обществ, воспроизводстве. В соответствии с ней, Р.б. в России подразделяют на: текущие расходы; капитальные расходы; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов. В отдельные группы выделены: капитальные трансферты, являющиеся передаточными платежами (в бюджеты др. уровней, финанс. и нефинанс. орг-циям и др.); предоставляемые заемщикам кредиты - бюджетные (внутри страны) и государственные (иностранным заемщикам), отражающие выделение бюдж средств на возвратной и платной основах. Сгруппированные по экономич. содержанию Р.б. позволяют увидеть пропорции конечного использования обществом валового внутреннего продукта и нац. дохода: сколько страна ежегодно потребляет; какую долю направляет в фонд накопления; велики ли ее траты, идущие на формирование запасов и резервов. Вместе с тем экономич. классификация позволяет видеть направления влияния гос-ва и местного самоуправления на распределение финанс. ресурсов в стране. Связано это с тем, что в составе текущих расходов осн место занимают расходы гос. и муницип. органов на закупку товаров и услуг в соответствии с гос. и муницип. заказами, на оплату труда гос. и муницип. служащих, на субсидии и текущие трансферты населению Приобретая товары и услуги, гос-во и органы местного самоуправления перераспределяют финанс. ресурсы от частного к общественному потреблению. Обществ, потребление через финансирование бюджетных учреждений может возрастать за счет личного. Сои платежи населению в виде трансфертов ведут к увеличению личного потребления. Р.б. существенно меняют общую пропорцию распределения средств межд> фондами потребления и накопления и структуру фонда потребления. В нек-рых странах экономич. группировка Р.б. привязана к нац. плану счетов (напр., вс Франции). В ФРГ, Франции в законодат. порядке установлен миним. перечень объектов экономич. классификации, обязат. для бюджета. Ведомственная классификация Р.б. отражает распределение бюдж. средств между их прямыми получателями, исходя из целевого назначения и конкретного вида затрат. Достоинство ведомств, классификации -адресность расходов, позволяющая перечислять бюдж средства на соотв. счета получателей бюджетных средств и контролировать целевое их использование. Однако у ведомств, классификации есть и недостаток -ее постоянное изменение, происходящее вслед за изменением структуры управления. В отличие от функцион. и экономич. группировок Р.б.. к-рые используются во многих странах, ведомств. классификация имеет огранич. распространение. Обусловлено это тем, что для многих гос-в эта группировка Р.б. - излишняя (напр., для Франции, ФРГ и др.), поскольку расходы в разрезе ведомств выделены в отд. блок (т.н. бюджеты ведомств) и даются отдельно в законе о бюджете на очередной финанс. год. Р.б. тесно взаимосвязаны с его доходами, что выражается как в количеств, соответствии расходов доходам, так и в их взаимном влиянии. С одной стороны, объем Р.б. лимитируется жесткими рамками поступающих бюдж. доходов, размеры к-рых ограничены эко-номич. возможностями гос-ва. Поэтому очень важно устанавливать такой объем бюдж. расходов и такие сроки использования бюдж. средств, к-рые обеспечивали бы решение стоящих перед об-вом социально-экономич. задач при миним. затратах и с максим, на-родно-хозяйств. эффектом. С др. стороны, расходы при надлежащем использовании бюдж. средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя экономич. росту, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала страны и т.д. Для развитых стран общей тенденцией XX в. стало абсолютное увеличение Р.б. и рост их объема относительно ВВП, что отражало как усиление гос. регулирования экономики, так и расширение соц. программ и увеличение соц. выплат населению; одновременно росли и расходы на содержание правоохранит. органов и поддержание общест. порядка, вызванные усложнением условий социально-экономич. жизни об-ва. Тенденция роста Р.б. привела к тому, что, напр., в США расходы федер. пр-ва и штатов увеличились с 12% ВВП в 1929 г. до 33-35% в 90-е годы; еще большее увеличение было в ФРГ и Японии. В России расходы бюджета консолидированного в 90-е годы составили 30,1% ВВП. Огромные по величине средства, проходящие через бюдж. систему страны, обусловливают необходимость создания рационально организов. и эффективно функционирующей системы Р.б. Решение этой задачи во многом зависит от четкого разграничения расходов между бюджетами разных уровней; основой такого разграничения является принцип адекватности бюдж. расходов полномочиям, закрепл. за соотв. уровнем управления. Руководствуясь данным принципом, законодатели устанавливают объем полномочий и пределы ком- -петенции каждого уровня власти, определяя, что находится в ведении федер. органов, что - в компетенции регион, и муницип. органов, а что - в совместном ведении. Разграничение полномочий закрепляется в Конституции страны, в соответствии с к-рой в бюдж. законодательстве (в России - в Бюджетном кодексе) разграничиваются расходы между звеньями бюджетной системы. Кроме того, при отнесении расходов на тот или иной бюджет учитывается, в каком именно звене бюджетной системы страны расходование бюдж. средств будет сопровождаться наиболее рацион, и эффективной реализацией полномочий гос. и муницип. органов при условии экономии бюдж. средств. Многообразие видов Р.б., сложность решаемых с их помощью задач обусловили разнообразие форм финансирования расходов. В процессе осуществления расходов, в части., в России бюдж. средства предоставляются в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридич. и фи-зич. лицами по гос. и муницип. контрактам в соответствии с гос. и муницип. заказами; трансфертов населению и др. бюджетам; бюдж. ссуд, дотаций, субвенций и субсидий, предоставляемых др. бюджетам и гос. вне-бюдж. фондам; ассигнований на выполнение отд. полномочий, передаваемых на др. уровни власти; компенсаций дополнит, расходов, возникающих в результате принятых органами гос. власти решений, приводящих к увеличению Р.б. или уменьшению бюдж. доходов на нижестоящих уровнях; бюджетных кредитов юридич. лицам (в т.ч. налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей, а также др. обязательств); субвенций и субсидий физич. и юридич. лицам; инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридич. лиц; кредитов иностр. гос-вам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, включая гос. и муницип. гарантии.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Расходы бюджета