Налог на импорт

(англ. import tax) - вид налога, определяющий меру гос. регулирования внешней торговли. Объект налога -таможенная стоимость товаров в пересчете на нац. валюту по установленному курсу либо определенное кол-во товара, измеряемое в весовых или количественных единицах. Существует в форме ввозных пошлин, поступающих в доход гос. бюджета. Ввозные пошлины включаются в цену товара, тем самым удорожая их и препятствуя их проникновению на внутренний рынок, что способствует развитию нац. произ-ва. Кроме того, Н. на и. используется в фискальных целях. В условиях развитых рыночных отношений ввозные пошлины становятся средством конкурентной борьбы стран за господство на мировом рынке, за сферы приложения капитала, орудием экономич. давления на слаборазвитые и развивающиеся страны. Высокие ввозные пошлины обеспечивают монополиям сверхприбыль и дают возможность осуществления демпинга. В совр. условиях Н. на и. является важным инструментом гос. регулирования движения товаров во внешней торговле. Из- меняя уровень ставок ввозных пошлин, вводя новые, отменяя старые на отд. товары и группы товаров, гос-во воздействует на произ-во аналогичных товаров внутри страны. Развитые страны используют Н. на и. для проведения как наступательной, так и оборонительной торг. политики, осуществляют дискриминацию, создают замкнутые экономич. группировки. Ввозные пошлины как средство гос. регулирования остаются предметом серьезных конфликтов между США, странами Западной Европы, Японией и рядом стран Юго-Восточной Азии. В результате возникали т.н. таможенные войны (куриная, автомобильная, винная, стальная, текстильная, обувная и т.д.). Неоднократно предпринимались попытки отрегулировать уровень ввозных таможенных пошлин в основном с целью их снижения. Так, в 1947 по инициативе США заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) с целью сокращения ввозных пошлин. В 1979 предусматривалось снижение ввозных пошлин в среднем на 25-30% на 8 лет для стран, подписавших соглашение. Интеграционные процессы в развитых странах привели к созданию экономич. союзов (Европейское экономическое сообщество, Европейская Ассоциация свободной торговли) и отмене ввозных таможенных пошлин сначала внутри этих группировок, а затем и между ними. С 1 янв. 1980 установлен беспошлинный ввоз товаров в страны ЕЭС из 57 развивающихся стран в соответствии с Конвенцией Ломе 1979. Развив, страны используют Н. на и. для укрепления нац. экономики, получения бюджетных доходов (его доля в нац. бюджетах колеблется в пределах 20—50%). В России использование ввозных пошлин также имеет свою историю. Так, в начале XX в. они обеспечивали до 14% всех доходов бюджета. Обложению подлежал большой круг товаров по Таможенному тарифу 1891. Министр финансов имел право увеличить ввозную пошлину до 50% на товары тех стран, к-рые повышали пошлины на рус. товары. В СССР и странах соц. лагеря ввозные пошлины служили средством планового регулирования внешней торговли и ограждали страны соц. содружества от влияния внешнего рынка. В целом внутри стран СЭВ уровень ставок ввозных пошлин был ниже, чем в развитых капиталистич. странах (см. также Таможенная пошлина). В зависимости от цели ввозные пошлины подразделяют на фискальные, протекционистские (покровительственные), антидемпинговые, преференциальные (предпочтительные), компенсационные и др. Ставки пошлин устанавливаются гос-вом и публикуются в Таможенном тарифе. Действуют три вида ставок: максимальные, минимальные и льготные. При установлении ставок ввозных пошлин их размер повышается по мере роста степени обработки изделий: сырье облагается минимальными ставками (до 5%), максимальные (20-25%) взимаются с готовых изделий. Различают также специфич. ставки пошлин, устанавливаемые в твердой сумме с единицы измерения товара, и адвалорные - в процентах к цене, а также альтернативные, когда для отд. товаров действуют обе ставки и взимается большая из них.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Налог на импорт