Налог на добавленную стоимость, ндс

(англ. value-added tax, VAT) - многоступенчатый косвенный налог, которым облагаются операции по продаже (поставке, передаче, сдаче в аренду) товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Относится к группе налогов на потребление; как правило, взимается путем включения сумм налога в продажные цены реализуемых благ на всех стадиях их произ-ва и распределения. Плательщики налога обеспечивают его сбор с покупателей (потребителей) продукции в виде процентной доли стоимости продаваемых товаров (работ, услуг) и перечисление в бюджет по истечении соотв. налоговых периодов либо авансом. В отличие от др. общих налогов на потребление (налога с продаж, «каскадного» налога с оборота) НДС предполагает реальное обложение у каждого налогоплательщика не всего оборота по продаже (поставке), а лишь определенной его части, соотв. добавленной стоимости (Д.с). Количественно эта часть стоимости продукции определяется как разница между стоимостью товара (работы, услуги) и величиной материальных затрат на его про-из-во и сбыт (включая амортизационные отчисления и накладные расходы). На практике налогообложение Д.с. может быть осуществлено путем: прямого исчисления Д.с. на основе данных бухгалтерского учета с последующим обложением ее по установленной налоговой ставке; обложения налогом отдельных составных частей Д.с. (прибыли и заработной платы) или налогообложения всего оборота по реализации продукции с послед, уменьшением налогового обязательства на суммы этого налога, уплаченные (подлежащие уплате) конкретным налогоплательщиком своим поставщикам при приобретении предназначенных для производств, потребления товаров (работ, услуг). Трудности счетного порядка в определении налоговой базы и невозможность использования нескольких налоговых ставок при применении первых двух способов сделали наиболее распространенным последний способ. Он получил название «инвойсного» (англ. invoice) (счет-фактурного) или «кредитного» способа исчисления НДС и широко применяется в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, в т.ч. и странах-членах Европейского Союза. Для «инвойсного» способа исчисления НДС характерно обложение налогом всех операций по продаже (поставке, передаче, сдаче в аренду) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемых лицами, занимающимися коммерческой деятельностью. К облагаемым оборотам могут также относиться сделки с недвижимостью и поставки для собств. нужд; разрешение налогоплательщику на возврат из бюджета либо возмещение за счет имеющихся налоговых обязательств перед бюджетом сумм НДС, уплачиваемых поставщикам при приобретении для производств, нужд товаров (работ, услуг). Право на возврат т.н. «входного» налога или налоговый кредит распространяется на капитальные товары (основные средства), приобретенные налогоплательщиком. В нек-рых странах такой возврат может осуществляться не единовременно, а в течение установленного законодательством срока на протяжении нескольких лет. Квалификация состоявшихся операций как облагаемых (или необлагаемых) на тер. конкретной страны во многом зависит от места совершения этих сделок. Поэтому налоговое законодательство должно содержать четкое определение понятий «место поставки товаров», «место выполнения работ» или «место оказания услуг». Обложению НДС подлежат поставки на территорию соотв. гос-ва импортных товаров (налог при этом может взиматься таможенными органами в рамках стандартных процедур по таможенной очистке товаров). Необходимо документирование любых облагаемых налогом операций с товарами (работами, услугами) при помощи спец. учетных форм - счетов-фактур с обязательным указанием в них суммы НДС, подлежащей отражению по данной сделке. Широкому распространению с конца 60-х гг. НДС (в первую очередь его «инвойсного» варианта) способствовали общепризнанные преимущества данного налога: широта налоговой базы с выраженной тенденцией к постоянному увеличению по мере роста произ-ва и сбыта продукции или импорта; нейтральность этого налога по отношению к хозяйствующим субъектам разл. отраслей и сфер деятельности при условии небольшого числа освобождений от НДС и отсутствия значит, дифференциации налоговых ставок; фискальная эффективность применения НДС, выражающаяся в сложности уклонения от уплаты этого налога. Предметом серьезных дискуссий стала очевидная регрессивность налога, поскольку в условиях освобождения от НДС нек-рых специфич. услуг (в первую очередь, финанс.) выплачиваемые при покупках суммы НДС по отношению к доходам (расходам) домо-хозяйств с невысокими доходами составляют большую долю, чем у семей с высокими доходами. Опыт прак-тич. применения налога показал: в большинстве стран устранить регрессивность НДС пытаются путем выделения групп социально важных товаров (работ, услуг), по к-рым устанавливаются пониженные налоговые ставки либо вовсе предоставляется освобождение от НДС. Гармонизация представлений о перечне товаров (работ, услуг), в отношении к-рых в качестве меры социально-экономич. политики требуется ослабление либо полное освобождение от бремени НДС. позволила к началу 90-х гг. в большинстве развитых стран, применяющих НДС, определить во многом схожие наборы льготируемых благ. В них включаются: услуги учр-ний здравоохранения, культуры, искусства, образования, спорта, почты, пассажирского транспорта, продукты питания, медицинская техника и фар-мацевтич. товары, книжная продукция, газеты и журналы, ритуальные услуги. Подлежат освобождению от НДС финанс. услуги (банковские и страховые), экспортные поставки и связанные с ними услуги. Наряду с собственно освобождением от НДС (не дающим права налогоплательщику, производящему или реализующему льготируемую продукцию, на возмещение налога, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг для производственных нужд) применяется обложение отд. операций налогом по ставке 0% (при к-ром ранее уплаченные поставщиком суммы НДС подлежат возмещению налогоплательщику в полном объеме). Серьезная дифференциация в ряде стран ставок НДС привела к существенному усложнению системы взимания этого налога. Так, в Бельгии на конец 1997 на разл. товары и услуги были установлены ставки (в %) 0, 1,6, 12 и 21 (стандартная ставка). С адм. т.з., «инвойсный» способ исчисления НДС требует существенных финанс. затрат и времени на подготовку системы взимания налога к работе. Это объясняется необходимостью введения эффективной системы своевременной регистрации налогоплательщиков с присвоением каждому из них индивидуального регистрационного номера (ИНН), разработки новых форм учетных документов для отражения налогоплательщиками операций с товарами (работами, услугами) - счетов-фактур и журналов их регистрации (книг покупок и продаж), внедрения налоговыми органами систем автоматизир. обработки баз данных по этому налогу. Усложняет порядок налогообложения и существующая в рамках «инвойсного» способа исчисления НДС множественность налоговых ставок. В попытках упростить действующую систему взимания НДС и сделать ее более эффективной во многих странах принято решение об освобождении от НДС мелких предпринимателей; для отд. групп налогоплательщиков установлены упрощенные процедуры исчисления налога, ведения учета налоговых обязательств, подачи налоговых деклараций и уплаты налога. НДС в России применяется с 1 янв. 1992 в соответствии с Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» (1991 с изм. и доп.). Плательщиками налога признавались являющиеся юридич. лицами пр-тия и орг-ции (в т.ч. междунар. и иностранные), осуществляющие производств, и иную коммерч. деятельность на тер. РФ. Механизм привлечения оперирующих в России междунар. орг-ций и иностранных предприятий к уплате НДС по осуществленным на российской тер. сделкам предполагает постановку таких субъектов на налоговый учет в РФ с послед, их налогообложением в общеустановленном порядке либо (если операции осуществляются незарегистрированными в России в качестве налогоплательщиков иностранными юридич. лицами) путем удержания и перечисления в бюджет соотв. сумм налога российскими пр-тиями, являющимися источниками выплат для своих иностранных контрагентов. К числу самостоятельных налогоплательщиков относятся также любые расположенные на тер. России обособленные подразделения пр-тий, самостоятельно реализующие товары (работы или услуги). Занимающиеся предпринимательской деятельностью физич. лица не привлекались к уплате НДС с 1 янв. 1994. С вступлением в силу Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (1995) малые пр-тия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, также освобождались от уплаты НДС в бюджет. Обложению НДС подлежали обороты по реализации на тер. РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также ввозимые на территорию России товары. К объектам обложения относились обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри пр-тия для непроизводств, нужд; обороты по безвозмездной передаче или с частичной оплатой товаров (работ, услуг); обороты по передаче предметов залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства. Работы, выполненные хоз. способом, стоимость к-рых не относится на издержки производства, подлежали обложению НДС в общеустановленном порядке по мере их выполнения. Исчисление облагаемого оборота производилось на основе применяемых цен (тарифов) на реализуемые товары (работы, услуги) без включения в них НДС. Любые получаемые пр-тием ден. средства (в т.ч. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хоз. договоров) облагаются НДС, если их получение связано с расчетами за товары (работы, услуги). Для целей налогообложения исчисление облагаемых оборотов производилось исходя из рыночных цен (но не ниже себестоимости), если пр-тие осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) по ценам ниже фактической себестоимости. По ввозимым на территорию РФ товарам облагаемый оборот исчислялся как с\ м-ма таможенной стоимости товара и ввозной таможенной пошлины, а по подакцизным товарам - и суммы акциза. У торг. пр-тий облагаемый оборот до вст\ п-ления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» (1995) рассчитывался как с\мма реализованного торг. наложения (торг. наценки, скидки). Такой порядок расчета облагаемых оборотов в торговле серьезно искажал механизм зачета »входного» НДС у пр-тий, приобретавших товары для произ-водств. нужд в оптовом торговом звене. После 1 мая 1995 все пр-тия, занимающиеся продажей и перепродажей товаров, в т.ч. и по договорам комиссии и поручения (за исключением пр-тий розничной торговли и общественного питания), определяют облагаемый оборот исходя из полной стоимости реализованных товаров. Это позволяет точно определить накопленную на предыдущих стадиях движения товара подлежащую возмещению у покупателя-налогоплательщика сумму НДС. Сам же порядок возмещения НДС, уплач. поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для производств, нужд, менялся дважды. С момента введения налога и по 1 июля 1992 к возмещению у налогоплательщика-покупателя принимались суммы налога, уплаченные поставщикам по товарам, работам, услугам, стоимость к-рых относилась на издержки производства и обращения, по мере оплаты (и оприходования) соотв. ценностей. Затем, вплоть до мая 1995, возмещение сумм «входного» НДС, уплаченного при приобретении производств, ресурсов, производилось по мере списания на издержки произ-ва и обращения этих ресурсов. В торговле в связи с особенностью исчисления облагаемого оборота возмещение НДС по приобретенным для перепродажи товарам не производилось вовсе. С вступлением в силу Федерального закона с 1 мая 1995 возмещение «входного» налога по приобретенным ценностям вновь стало производиться по мере их оплаты и оприходования. Этот порядок был распространен и на приобретаемые торг. предприятиями (за исключением предприятий розничной торговли) товары. По осн. средствам и нематериальным активам, используемым для производств, нужд, порядок возмещения изменялся от полного отказа в возмещении «входного» НДС всем пр-тиям, за исключением сельскохозяйственных, в 1992 до возмещения этого налога в течение двух лет (1993) с послед, сокращением срока до 6 мес. (1994) и, наконец, разрешением полного возмещения «входного» налога (1996) по мере платы и оприходования этих ресурсов. Упомянутый выше порядок по-прежнему не распространяется на осн. средства, законченные капитальным стр-вом, а также на легковые автомобили и микроавтобусы. Перечень не облагаемых НДС товаров, работ и услуг был весьма широк, что свидетельствовало об активном использовании льгот по налогу как инструмента социально-экономич. политики гос-ва. Так, не подлежали обложению НДС услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, квартирная плата и услуги городского пассажирского транспорта, лекарственные средства, медицинская техника, стр-во жилья (при условии его финансирования не менее, чем на 40% за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов). Не облагались НДС НИОКР, патентно-лицензионные операции, изделия народных художественных промыслов, продукция средств массовой информации и книжная продукция, связанная с наукой, культурой и образованием; товары, работы и услуги, производимые и реализуемые пр-тиями, использующими труд инвалидов. В соответствии с общими принципами применения НДС не облагались налогом экспорт товаров и услуг, а также финанс. услуги (страховые и банковские). Весьма значителен перечень льгот и по ввозимым на территорию России товарам. Применяемые в РФ ставки НДС (в 1992 основная ставка - 28% и по отдельным продуктам питания - 15%; с 1993 основная ставка - 20% и по продуктам питания и товарам детского ассортимента согласно утверждаемым Правительством РФ перечням -10%) в целом соответствует верхнему пределу применяемых в странах ОЭСР ставок НДС. Начиная с 1 янв. 1997 в целях совершенствования системы сбора НДС в РФ введены налоговые счета-фактуры и книги регистрации этих учетных документов (книги покупок и продаж). Эта мера упорядочивает возмещение сумм «входного» налога и подготавливает условия для постепенного перехода к классич. счет-фактурному («ин-войсному») способу взимания НДС. В 2000 гл. 22 НК РФ установлена ставка НДС по про-довольств. товарам, а также по товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ, продукцию СМИ и книжную продукцию - 10%, по остальным товарам, работам и услугам, включая подакцизные продовольств. товары, - 20%. При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 20 и 10%, применяются расчетные ставки 16,67 и 9,04%.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Налог на добавленную стоимость, ндс