Классическая теория (школа). вопросы финансов, денег и кредита

(англ. classic theory) - школа экономической мысли, создавшая классическую политическую экономию. Представители К. школы исследовали становление и развитие рыночной экономики, разработали систему экономим, категорий и законов, а также причинно-следственный метод познания экономим, явлений. К. школой была создана концепция экономич. либерализма, к-рая заключалась в невмешательстве гос-ва в экономику и поддержке свободной рыночной конкуренции. К. школа возникла в конце XVII в. и существовала почти 200 лет до конца XIX в. В ее развитии выделяют 4 этапа. 1-й этап связан с возникновением идей К. школы в кон. XVII - сер. XVIII вв. В Англии в полемику с меркантилизмом вступил Уильям Петти (1623-87). В труде «Политическая арифметика» (1683) впервые были использованы элементы статистики в анализе экономич. проблем. Во Франции известен Пьер Буа-гильбер (1646-1714), к-рый одновременно с У. Петти выдвинул теорию трудовой стоимости. Деньги он рассматривал как осн. зло, приносящее людям бедствия. Уменьшить власть денег предлагал путем сведения функции денег только как к инструменту обращения. Идеи К. школы развили французские экономисты, объединенные в школу физиократов, родоначальником к-рых был Франсуа Кенэ (1694-1774). 2-й этап протекал в конце XVIII в. и ознаменовался становлением классической политической экономии благодаря деятельности великого англ. экономиста Адама Смита (1723-90). 3-й этап пришелся на первую пол. XIX в. и отмечен эволюцией ее идей. Осн. представители: Давид Рикар-до (1772-1823) и Томас Роберт Мальтус (1766-1834) в Великобритании; Жан-Батист Сэй (1767-1832) во Франции; Генри Чарлз Кэри (1793-1879) в Америке. 4-й этап приходится на 2-ю пол. XIX в. и связан с именами англ. экономиста Джона Стюарта Милля (1806-73) и известного немецкого экономиста Карла Маркса (1818-83) (см. Экономическое учение Маркса). К. школа в качестве осн. объекта исследования рассматривала процесс производства, ост. фазы обществ, воспроизводства рассматривались как зависимые, обусловленные закономерностями произ-ва. Она внесла большой вклад в развитие теории финансов, денег и кредита. У. Петти на заре формирования идей К. школы в «Трактате о налогах и сборах» (1662) исследовал разл. статьи гос. расходов, в работе «Разное о деньгах» (1682) выступил сторонником количественной теории денег, указывая на закономерности в кол-ве денег, необходимых для обращения. Физиократы как представители одного из направлений К. школы рассматривали деньги в первую очередь как средство обращения. Анн Робер Жак Тюрго (1727-81) расценивал деньги из золота и серебра в качестве одного из товаров и отмечал, что золото теряет в цене, если его кол-во увеличивается. Тюрго указывал на неудобство бумажных денег в случае, когда их кол-во не соответствует объему производимых товаров. Он исследовал также природу ден. процента как части прибыли, к-рую можно получить, имея деньги. А. Смит, создатель рыночной экономической системы, включающей понятия «человека экономического», «правила невидимой руки» и «естественного порядка», в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) продолжает традиции классиков в теории денег. Деньги рассматриваются им как техническое орудие обмена, торговли. Смит пишет: «Деньги - это великое колесо обращения». Осн. функция денег, по Смиту - функция обращения. В 5-й книге указ. работы предлагаются правила налогообложения: нужно возлагать их не на один класс, как это было у физиократов, а на труд, капитал и землю, распределять налоги пропорционально имуществ. состоянию, четко устанавливать сроки, способ, размер платежей и санкции за неуплату. Смит предложил концепцию коммерч. банковского дела на основе учета только «реальных векселей», для того чтобы бумажные деньги не выпускались в избытке. Д. Рикардо разработал теорию банков и развил количеств, теорию денег на основе созданной им теории междунар. торговли и сравнительных преимуществ. Рикардо объяснил законы, управляющие обращением товаров и денег между странами, причины их приливов и отливов. Придерживаясь в междунар. торговле идеи фритредерства (свободной торговли), Рикардо показал, что возникновение пассивного торгового баланса в стране приводит к оттоку денег за границу для оплаты излишка ввоза, вследствие этого деньги внутри страны становятся редкими и цены товаров пада- ют. Такая ситуация способствует уменьшению импорта и увеличению экспорта. Деньги перестают уходить за границу и возвращаются на родину. Т. о. экономич. силы содействуют приведению торгового баланса к равновесию. Рикардо разработал принципы выпуска банками банковских билетов, к-рые легли в основу законов, принятых в Великобритании в 1822 и 1844. Рикардо выступил против системы свободного выпуска банковских билетов, поскольку считал ее неспособной к саморегулированию. Он проповедовал нечто вроде режима принудительного курса, к-рый мог функционировать только в условиях монополии гос. банка. К. Маркс развил теорию денег, их эволюции и функций, теорию процента, налогов, банков. Дж. С. Милль завершает рыночную ветвь К. школы и в своем труде «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» (1848) подтверждает сложившуюся концепцию «нейтральности» денег, т.е. инструмента, облегчающего процесс обращения, демонстрируя тем самым недооценку функции денег как меры ценности товарного запаса. Милль придерживается количественной теории денег, согласно к-рой увеличение или уменьшение кол-ва денег влияет на изменение относительных цен товаров. Рассматривая регулирующие функции гос-ва в отношении банков, он отмечает, что центральный банк должен способствовать росту банковского процента с целью привлечения в страну иностранного капитала и усиления нац. валютного курса, что в свою очередь предотвратит утечку золота за границу. Рассматривая гос. финансы, Милль обосновывал нежелательность крупных гос. расходов.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Классическая теория (школа). вопросы финансов, денег и кредита