Инфраструктура экономики

совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору. К И.э. обычно относят транспорт и связь, складское хоз-во, энерго- и водоснабжение и т.п. Общее назначение отраслей И.э. - упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Нек-рые авторы к И.э. относят также науку, здравоохранение, систему образования, называя их непроизводственной (социальной) И.э. Как правило, отрасли И.э. (особенно такие, как дорожная сеть и сооружения, связанные с охраной природы) отличаются повышенной капиталоемкостью, окупаемость вложений в них не всегда высокая, поэтому у фирм и гос-ва в целом часто возникает соблазн экономии на инвестициях в сооружение объектов И.э. как менее «срочных» и эффективных, чем непосредственно производств, инвестиции. По этой причине отрасли И.э. традиционно принадлежали гос-ву, и затраты на их развитие возлагались на гос. бюджет, т.е. на налогоплательщиков. Однако в постиндустриальных об-вах в связи с ускорением научно-технич. прогресса ситуация с эффективностью вложений в объекты И.э. существенно изменилась. Такие отрасли, как напр., электронные коммуникации (включая космические), электроэнергетика, воздушный транспорт, водоснабжение и др., все больше переходят в руки частных компаний. Крупный бизнес учится учитывать и использовать внешние эффекты, связанные с функционированием И.э., и усиливает свою экспансию в эту сферу. Возникло множество нац. и транснациональных компаний инфраструктурной специализации. В гос-вах с рыночной экономикой И.э. используется как один из рычагов регулирования рынка, ослабляющего воздействие экономич. кризисов путем создания новых рабочих мест в отраслях И.э. Гос-во расширяет платежеспособный спрос и т.о. приводит экономич. систему в равновесие. Развитие И.э. способствует решению ряда соц. задач. Услуги И.э. можно рассматривать как предварительные условия экономического роста. В России проблема оптимизации И.э. тесно переплетена с проблемой естественных монополий, особенно электроэнергетич. и транспортных. В народнохозяйственном масштабе проблема оптимизации И.э. сводится к проблеме нахождения таких пропорций между нею и осн. отраслями материального произ-ва, при к-рых общая эффективность экономич. системы в целом окажется наивысшей.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Инфраструктура экономики