Бюджетный процесс

(англ. budgetary process) - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других ее участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению, исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ. Главный акт, регулирующий порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России, - Бюджетный кодекс РФ. В соответствии с российским законодательством субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения бюджетов. Бюджетный процесс включает 4 стадии: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов. Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении различна по странам, но, как правило, в связи со сложностью работ, выполняемых на каждой стадии, занимает период около 3 лет. Составление проекта бюджета и исполнение утверждение бюджета являются функциями соответстветствующих органов исполнительной власти в Центре и регионах (субъектах Федерации) и органов местного самоуправления; рассмотрение же проектов и утверждение бюджетов на предстоящий финансовый год, а также контроль за их исполнением - прерогатива законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития страны и подготовка сводных финансовых балансов. В РФ непосредственно составление проекта федерального бюджета начинается с разработки бюджетной политики страны, основные направления которой определяются в Бюджетном послании Президента РФ, представляемом Правительством РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Правительство РФ устанавливает порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, порядок работы над материалами и документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета. Проект федерального бюджета составляется в несколько этапов. На 1-м этапе на основе выбранного Правительством РФ плана-прогноза функционирования российской экономики Министерство финансов РФ разрабатывает главные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год, распределяет расходы федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией, а также проектировки основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. После одобрения Правительством РФ названных показателей Минфин России в двухнедельный срок направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета и уведомляет органы исполнительнойти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовы год и на среднесрочную перспективу. На 2-м этапе федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объемы бюджетного финансирования (см. Финансирование бюджетное) на очередной финансовый год по получателям бюджетных средств. (Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению на межведомственной комиссии, возглавляемой министром финансов.) Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, а также других материалов и документов должны быть завершены к 15 июля. На 3-м этапе (с 15 июля по 15 авг.) Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, другие материалы и документы и принимает проект федерального закона о федеральном бюджете (согласованный с субъектами РФ) для внесения его на рассмотрение в Государственную Думу не позднее 15 августа текущего года. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете представляются: предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года; и ряд прогнозных и проектных материалов на очередной финансовый год -прогноз социально-экономического развития РФ; основное направления бюджетной и налоговой политики; прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ; прогноз консолидированного бюджета РФ (см. Бюджет консолидированный); проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета; проект федеральной адресной инвестиционной программы и другие документы и материалы. Кроме того, Правительство РФ вносит на обсуждение в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах, о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и перечисленные материалы и документы, полученные Советом Государственной Думы, направляются в Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы, который на основании предварительные ознакомления с представленными материалами выносит решение о принятии проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой. Комитеты, утвержденные Советом Государственной Думы как ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета, выносят свои заключения, которые направляются в Комитет по бюджету и налогам. После обобщения всех заключений этот Комитет выступает с итоговым заключением по проекту федерального закона о федеральном бюджете на заседании Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. При рассмотрении в первом чтении в течение 30 дней со дня внесения Правительством РФ обсуждаются концепция проекта, прогноз социально-экономического развития РФ, основного направления бюджетной и налоговой политики, основные характеристики федерального бюджета (доходы федеральногобюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов, распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, дефицит бюджета в абсолютных цифрах и процентах к расходам федерального бюджета и источники его покрытия, общий объем расходов бюджета). В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона Государственная Дума может: передать указ. законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета и разработки согласно варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Как правило, при отклонении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финанслвый год создается согласительная комиссия из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, которая в течение 10 дней должна выработать согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета. Согласован текст проекта федерального закона о бюджете вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу. При обсуждении проекта федер. закона во втором чтении (в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении) обсуждаются расходы федер. бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федер. бюджета, утвержд. в первом чтении, и размер Федерального Фонда финансовой поддержки регионов. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении (в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении) Государственная Дума утверждает: расходы федер. бюджета по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств федерфедерации бюджета по всем уровням функциональной классификации; распределение средств Федерального Фонда финансовой поддержки регионов по субъектам; расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении; программы предоставления гарантий Правительства РФ; программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов; Программу государственных внешних заимствований РФ. В четвертом чтении (в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении) проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется в целом. В работе Государственной Думы по рассмотрению проекта федерального бюджета, как показывает опыт последних лет, принимают участие представители Совета Федерации, внося свои замечания, предложения и рекомендации. Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в верхней палате Парламента. Совет Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой рассматривает закон и в случае его одобрения в течение 5 дней (со дня одобрения) направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. Если же Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год отклоняется Советом Федерации, то он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный вариант закона. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации Федеральгый закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Президентом РФ закона он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента РФ, а потом согласованный вариант закона вновь рассматривается Федеральным Собранием. В случае непринятия федерального бюджета до начала финансового года принимается федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. Утвержденный федеральный бюджет подлежит обязательному исполнению. Аналогично планово-бюджетной работе, осуществляемой исполнительными и законодательными органами государственной власти на федеральном уровне, происходит процесс разработки проектов региональных бюджетов, их рассмотрение и утверждение соответствующими органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. При этом региональные органы власти руководствуются не только Бюджетным кодексом РФ и другими федерально нормативными актами, но и бюджетным законодательством соответствующего субъекта РФ. Несколько специфична по сравнению с разработкой проектов федерального и региональных бюджетов работа по составлению проектов местных бюджетов. Законодательной основой для разработки последних служит наравне с Бюджетным кодексом РФ Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997), а также бюджетное законодательство соответствующего субъекта РФ и решения представительных органов местного самоуправления.

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Бюджетный процесс