Бюджетное законодательство

(англ. budget legislation) - совокупность законодательных и других нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Бюджетное законодательство Российской Федерации - это иерархическая система нормативных правовых актов, состоящая из Бюджетного кодекса РФ (принят в 1998, вступил в действие с 1 января 2000) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответстветствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Принятие нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в Российской Федерации, находится в компетенции не только законодательных (представительных) органов власти, но и органов исполнительной власти. Так, Президент РФ. исходя из своих полномочий, издает указы, Правительство РФ принимает соответствующие постановления и распоряжения, федеральные органы исполнительной власти разрабатывают инструкции и методические указания и т.д. Нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, не могут противоречить законам (решениям) представительных органов власти и органов местного самоуправления. В случае противоречия между ними действуют правовые нормы законодательных актов. Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с ними все нормативные правовые акты Российской Федерации подразделяются по четырем уровням. Основу 1-го уровня составляет Бюджетный кодекс РФ; 2-й уровень представлен федеральными и субфедеральными законами, а также нормативными актами представительных органов местного самоуправления; 3-й уровень - постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также нормативными актами органов местного самоуправления; 4-й - правовыми актами Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств, касающимися бюджетной сферы, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня. Иерархически построенное Бюджетное законодательство РФ устанавливает соответственные приоритеты, если нормы одних законодательных актов противоречат другим. Так, федеральные и субфедеральные законы, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые соответственно на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ. В случае их противоречия приоритетными являются правовые нормы, содержащиеся в статьях Бюджетного кодекса РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрен; бюджетное законодательство Российской Федерации, применяются правил международного договора. Но закрепляя приоритет международных договоров по сравнению с внутрироссийским бюджетноым законодательством, Бюджетный кодекс РФ одновременно подчеркивает, что правила международных договоре в сфере бюджетных отношений действуют непосредственно, за исключением случаев, когда из содержания международного договора вытекает, что для его применения требуется издание специального внутригосударственного правового акта. Во многих странах бюджетного законодательства построено аналогично российскому: между нормативными правовыми актами разного уровня установлена определенная иерархия, позволяющая увязать их в единую систему. В отличие от такого характера взаимоотношений между правовыми актами разного уровня в США на федеральном уровне и в штатах действуют автономные бюджетные акты, правовые нормы которых нуждаются в гармонизации. Это порождает проблему «нестыковки» Б.з. федерального и штатного уровня. Часть бюджетного законодательства РФ (например, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997) и др.) имеет долгосрочный характер, другая - действует только в пределах одного года (например, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ об их бюджетах на соответствующий год, решения представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год). Так, федеральный закон о федеральном бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня его подписания; при этом он подлежит немедленному опубликованию. Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или федеральным законом.

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Бюджетное законодательство