Агрегирование

(англ. aggregation от лат, aggregare - соединять) - объединение, суммирование экономических показателей по какому-либо признаку для получения обобщенных, совокупных показателей. Иногда А. понимается также как переход от микроэкономич. к макроэкономич. взгляду на изучаемые экономич. явления. С матема-тич т.з. А. рассматривается как преобразование модели экономич. процесса или объекта (экономич. системы) в модель с меньшим числом переменных и ограничений путем соединения однородных элементов в более крупные - агрегированную модель, даю-шчю приближенное (по сравнению с исходным) описание изучаемого процесса или объекта. Среди способов А.: сложение показателей, представление гр>ппы агрегируемых показателей через их среднее, использование разл. взвешивающих коэффициентов, баллов и т.д. Процесс, обратный А., называется дезагрегированием (разагрегированием, разукрупнением). В процессе управления при переходе от низшей ступе-ни к высшей показатели агрегируются, а число их уменьшается. При этом часть информации теряется < при сведении воедино заказов на материалы, напр., о чарках и размерах, необходимых каждому заказчику) и приходится вести приблизит, расчеты на основании статистич. закономерностей. Поэтому всегда сопостав-л»:-от выгоду от сокращения объема расчетов с ущербам, к-рый наносится потерей части информации. В экономико-математических моделях А. применяется, потому что ни одна модель не в состоянии описать »сс многообразие реально существующих в экономи-ч продуктов, ресурсов, связей (даже крупноразмерны; модели, насчитывающие десятки тыс. показателей, ш -.- неизбежно являются продуктом агрегирования). Пг^ проведении А. в динамич. моделях необходимо }ч,'ть:аать. что с течением времени меняется соотно-сенне элементов, входящих в укрупненную группу (•озникаетт.н. структурная неоднородность). Расхож-эгнне между результатами исходной задачи и результатами агрегированной задачи называется ошибкой агрегирования. А имеет большое значение в методе межотраслевого Htu-'.Vu (МОБ), где оно означает объединение разл. гиз-в в отрасли, продуктов-в обобщенные продук-TV и \ крупнение таким путем показателей балансовых р*.~-:етов. МОБ обычно оперирует «чистыми отраслями- т е условными отраслями, каждая из к-рых про-жмслнт и передает др. отраслям один агрегир. пролет К-во их ограничивается вычислительными ?спможностями ЭВМ и нек-рыми обстоятельствами иатематич. характера. Но чем больше детализация МОЬ. тем лучше он отражает действительность, тем tosnet расчеты по нему. А. в МОБ возможно двух ти-•о* - вертикальное и горизонтальное. Первое озна-чшс. объединение продукции по технологич. цепочке. Ндг.р.. в соответствии с этим принципом в одну груп-щ могут, быть объединены железная руда, чугун, сталь, прокат (тогда отрасль "поставляет" потребителям один продукт - прокат), в др. - пряжа, суровая ткань, готовая ткань, в третью - целлюлоза, бумажное про-из-во. При этом все показатели, прежде всего затраты, относятся на избранную единицу агрегир. продукта (в данных примерах - это 1 т готового проката, 1 млн м2 готовой ткани, 1 т бумаги). При горизонтальном А. в одну группу объединяют, напр., продукты, сходные между собой по экономич. назначению (разл. виды зерна, топлива) либо по технич. условиям произ-ва [это связано, однако, с дополнит, трудностями: логично, напр., объединить в одну группу всю электроэнергию, но структура затрат на ее произ-во на тепловых, атомных и гидравлических станциях в корне различна, так что любой сдвиг в соотношениях внутри такой объединенной отрасли резко скажется напоказателях, необходимых для расчета]. Наиболее рациональные способы А. отраслей и продуктов определяются путем спец. экономико-математич. расчетов. Осн. инструмент А. почти во всех экономич. расчетах - цены.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Агрегирование