Долг

(англ. debt) - экономическая категория, отражающая отношения различных субъектов по поводу возникновения задолженности одной стороны перед другой и своевременного ее погашения в оговоренные сроки и в оговоренной форме. Д. может быть выражен как в ден., так и в натуральной форме. Должник обязан вернуть кредитору имущество, обладающее теми же характеристиками, что и занятое (размер, кол-во и др.) Д. может быть внутренним и внешним (см. Долг государственный). Стоимость обслуживания внутреннего гос. Д. бывает низкой и высокой. В условиях сложной экономич. и политич. ситуации в той или иной стране стоимость обслуживания гос. Д. может быть весьма высокой, и т.о., его обслуживание превращается в инструмент перераспределения доходов производств сектора в пользу финансового. Гос. Д. приводит к сокращению инвестиц. ресурсов в экономике, превращаясь в дополнит, дестабилизирующий фактор, углубляющий стагнацию экономики. Одна из гл. причин роста гос. Д. - несбалансированность бюджета. В рыночной экономике система гос. Д. должна была ориентирована на обслуживание стратегич. инвестиц. проектов, гос-во при этом должно выступать координатором и гарантом производств, инвестиций в рамках выработанной инвестиц. стратегии. (Для выполнения этой задачи создан, напр., Российский банк развития.) Держателями долговых обязательств гос-ва, оформленных в виде ценных бумаг, могут быть как юридич., так и физич. лица. Среди юридич. лиц - как специализир финансово-кредитные институты (профессион. участники рынка), так и нефинанс. институты. Внешний долг - Д. гос-ва перед внешними кредиторами: гос-вами, коммерч. банками, фирмами. В наст, время Российская Федерация, являясь правопреемником быв. СССР, - один из крупнейших должников в мире наряду с такими гос-вами, как Бразилия, Мексика. Большая часть внешних кредитов была получена в осн. у коммерч. банков под гарантии правительств и страхование кредитов в гос. структурах; к числу крупных кредиторов России также относятся междунар. финанс. орг-ции (Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития). В структуре внешней задолженности большой уд. вес составляют кредиты, выделенные быв. СССР странами-членами быв. СЭВ (Венгрией, Чехией, Словакией). К этой же группе примыкает валютный долг российским пр-тиям, валютные счета к-рых были заблокированы во Внешэкономбанке СССР. По разл. оценкам, величина внешнего Д. России составляет приблизительно 130 млрд долл. США, что является тяжелым бременем для экономики, особенно в части выплат процентных платежей, к-рые занимают значит, долю з бюджетных расходах. Экономич. проблемы России вынуждают правительство вести переговоры с много-числ. кредиторами о реструктуризации Д., т.е. об официальном урегулировании переоформленных Д. (Парижский и Лондонский клубы кредиторов). Д. различают с т.з. длительности периода, на к-рый они предоставляются, на: краткосрочные (до 1 года). среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (св. 5 лет): ; т.з. соблюдения сроков возврата на: срочные, текущие, а также просроченные. К просроч. Д. относятся: Д. гос-ва по заработной плате перед работниками бюджетной сферы (длит, задолженность по выплате заработной платы приводит к резкому снижению платеже- способного спроса населения, это в свою очередь лишает экономику источников дальнейшего роста, следовательно, приводит к росту безработицы и снижению жизненного уровня трудящихся); задолженность лр-тий перед бюджетом разных уровней по налоговым платежам (несвоеврем. уплата налогов создает реальные трудности с формированием доходов бюджета, а значит, и источников финансирования отраслей нар. \оз-ва); просроченная задолженность хозяйствующих субъектов перед партнерами (кредиторская задолженность, к-рая превращается в бесплатный кредитный ресурс для должников, становится фактором ухудшения финанс. положения пр-тий и орг-ций-кредиторов, ее рост свидетельствует о нарастании неблагополучия в реальном секторе экономики, а также серьезных проблемах, к-рые испытывают пр-тия с пополнением оборотных средств). Д. могут быть номинированы в нац. и иностр. валюте. Номинация Д. зависит от конкретных целей и задач должника, а также от того, на каких рынках происходит размещение долговых обязательств. Источниками погашения долговых обязательств гос-ва являются налоговые поступления в бюджет, а корпоративных обязательств - прибыль от финансово-хоз. деятельности пр-тий (см. также Оптимизация платежей по долгам).



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Долг