Внешняя задолженность, внешний долг

(англ. external debt) - сумма долговых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащих погашению в установленные сроки. Погашение В.з. производится в иностр. валюте, реже - в местной валюте, на к-рую кредитор закупает соответств. товары и услуги. В.з. возникает гл. обр. в результате внешних займов, а также в случаях национализации иностр. собственности с обязательством выплаты компенсации. Долг нерезидентам в форме ценных бумаг, размещаемых на внутреннем финанс. рынке, относится международной статистикой к внутреннему долгу. Различают «долг офиц. кредиторам» и «долг частным кредиторам». К офиц. кредиторам относятся гос. финанс. ин-ты и междунар. орг-ции. В соответствии с этим офиц. В.з. принимает формы двусторонней или многосторонней задолженности. Если должником является центр, пр-во, то такой долг относят к категории суверенного. В.з. есть практически у всех стран. Однако в совр. условиях эта проблема наиболее остро стоит перед развивающимися и быв. соц. странами. Они периодически сталкиваются с долговыми кризисами, нарушают графики платежей, реструктурируют долг. Наблюдение за состоянием В.з. развив, и быв. соц. стран, анализ этого процесса, публикация соотв. материалов входят в обязанность Всемирного банка. Динамика В.з. развив, стран (с 1993 в нее включается также долг быв. соц. стран) характеризуется след. данными: в 1950-2 млрд долл., в 1970-66, в 1980-615, в 1990 - 1480, в 1997 - 2316 млрд долл. Наиболее крупные должники (долг свыше 100 млрд долл.): Мексика, Бразилия, Россия, Китай, Индонезия. Три из этих стран (Мексика, Бразилия, Россия) неоднократно на много-сторон. основе реструктурировали долг в 80-90-х гг. В Индонезии проблема В.з. резко обострилась в связи с валютно-финансовым кризисом 1997. Только Китай пока обслуживает свой долг без нарушений графика. Размер долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии платежеспособности страны. Оно зависит от объема ресурсов, к-рыми располагает страна-должник, т.е. от размера и темпов роста ВВП. Но поскольку В.з. погашаются в иностр. валюте, то важным показателем платежеспособности является экспорт товаров и услуг. Исходя из этого Всемирный банк при анализе платежеспособности страны предлагает пользоваться рядом показателей. Эти показатели, как в обобщенном виде, так и по отдельным странам, представлены в публикации банка, к-рая до 1997 носила название World Debt Tables, с 1997 - Global Development Finance. Бремя В.з. измеряется след. показателями (в %): отношением долга к ВВП и отношением долга к экспорту товаров и услуг. На основе этих критериев страны делят на три группы: с высоким, средним и низким уровнями В.з. К первой группе относят страны, у к-рых 1 -й показатель выше 80% или 2-й показатель превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Однако в зависимости от сроков платежей страны с одинаковым бременем В.з. в определ. периоды будут выплачивать разл. суммы своим кредиторам. Для характеристики текущего состояния В.з. вводят след. показатели: отношение платежей по погашению долга к ВВП и отношение платежей по погашению долга к экспорту. Последний показатель (норма обслуживания долга - НОД) считается наиболее важным для анализа состояния платежеспособности. Пороговой считается НОД, равная 20-25% (вместе с тем ряду стран удавалось направлять на погашение долга более 40% суммы экспорта товаров и услуг, а др. не выдерживали НОД ниже 10%). Особо выделяются процентные платежи. Размер их соотносится с ВВП и экспортом. Они дают представление о том, из каких кредитов (дорогих или дешевых) сформирована В.з. Процентные платежи могут сильно колебаться, если привлечено много кредитов с плавающей ставкой. Кроме того, при урегулировании В.з. обычно отодвигаются сроки погашения по осн. долгу, а выплата процентов не прекращается. Как дорого обходятся стране внешние кредиты, показывает также отношение льготных кредитов к внешнему долгу. Взрывоопасной может быть ситуация, когда страной накоплен большой краткосрочный долг. В связи с этим рассчитывается отношение краткосрочного долга к внешнему долгу. Если краткосрочный долг высок, то необходимо иметь соотв. централиз. золотовалютные резервы. Отношение их к импорту товаров и услуг отражает состояние ликвидности. Считается, что для развив, стран необходимы резервы, эквивалентные 3-месячному объему импорта. В условиях валютно-финансово-го кризиса такие резервы оказываются недостаточны. Смысл показателя, отражающего отношение многосторонних официальных кредитов к долгу, заключается в том, что эти кредиты должны погашаться в соответствии с графиком и урегулированию не подлежат. В тех случаях, когда осн. сумма В.з. относится к суверенному долгу, большое значение приобретает величина отношения платежей по погашению долга к бюджетным расходам. Приведенные показатели позволяют оценить состояние платежеспособности страны. Однако явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей, влекущее за собой реструктуризацию долга. Урегулированием долга офиц. кредиторам на многосторонней основе (с участием всех или почти всех стран-кредиторов) занимается Парижский клуб. По стандартной схеме сроки платежей по осн. долгу переносятся на 10-15 лет с предоставлением льготного периода 3-7 лет. Реструктуризации при стандартном варианте подлежат только платежи за 1 год (политика «короткого поводка»). При нестандартном (глобальном) варианте реструктурируется весь долг или б. ч. его. Платежи по осн. сумме долга могут отодвигаться на более длит, сроки (до 25 лет). Урегулирование долга банкам входит в компетенцию Лондонского клуба. Наиболее распространенный вариант - перевод долга, зафиксир. на счетах, в долг в форме облигаций. Используются 2 осн. вида облигаций: дисконтные и паритетные. Широкое распространение получил дисконтный вид, когда при реструктуризации долга сокращается, но сохраняется плавающая процентная ставка (ЛИБОР). При паритетных облигациях долг не дисконтируется, но устанавливается фик-сир. процент. Облигации выпускаются на срок до 30 лет. Для стран с относит, низким уровнем развития предусмотрен выкуп долга со значит, скидкой. При этом предоставляется помощь из ряда страховых и международных фондов. Т.о., в результате процедуры перевода долга со счетов в ценные бумаги и путем его выкупа осуществляется частичное списание долга банкам. Осн. правила списания долга офиц. кредиторам со стороны стран с низким уровнем развития устанавливались на встречах в верхах 7 ведущих стран («большой семерки»), «Планка» эта постоянно поднималась, и с 1996 рекомендуется списывать странам с низким уровнем развития до 80% суммы долга. Погашение оставшейся части долга, если она относится к категории официальной помощи развитию (см. Официальное финансирование развития), продлевается на срок до 40 лет с льготным периодом до 16 лет. Списание офиц. долга странам, не относящимся к наименее развитым, применяется редко. Существует также практика конверсии долга в акции пр-тий страны-должника. Однако она не получила широкого распространения и проводилась гл. обр. параллельно с приватизацией. Механизм этой операции выглядит так. Инвестор на вторичном рынке покупает со скидкой долговое обязательство, продает его центральному банку за местную валюту и на выруч. средства покупает интересующие его акции. При распаде Советского Союза Россия взяла на себя все долговые обязательства СССР. Ей же достались и все внешние активы («нулевой вариант»). В итоге этот вариант оказался выгоден всем сторонам: России, поскольку активы она получила сразу же, а по долгам добилась длит, отсрочки; др. республикам, входившим в состав бывшего СССР, - они были бы не в состоянии обслуживать свою часть долга. Западным кредиторам В.з. России (государственная) на 1 янв. 1999 составляла 158,8 млрд долл. (в т.ч. долг, перешедший от Советского Союза, - 103 млрд долл.). Всемирный банк рассматривает Россию в качестве одной из развив, стран (в терминах банка - «страна со средним уровнем дохода на душу населения»). По критериям банка Россия относится к числу стран со средним уровнем задолженности. НОД у России около 10%. Формально это хороший показатель, однако фактически из-за бюджетного кризиса Россия не в состоянии выделять больше средств на погашение долга. График платежей по долгу впервые был нарушен в 1991. В 1992 вместо подлежащего оплате долга на сумму 20 млрд долл. реально было профинансировано 2 млрд долл. В 1993-95 Россия ежегодно реструктурировала свой долг офиц. кредиторам через Парижский клуб на общую сумму 28 млрд долл. по стандартной схеме. В 1996 был реструктурирован почти весь долг офиц. кредиторам, к-рый достался России от Советского Союза, на сумму 40,2 млрд долл. Предоставл. рассрочка составила 25 лет, льготный период - 7 лет. Несмотря на радикальную реструктуризацию долга, Россия в 1999 оказалась не в состоянии обслуживать долг и по новому графику. Долг был урегулирован по краткосрочному варианту, но осталась проблема глобальной реструктуризации. Долг банкам был урегулирован через Лондонский клуб в 1997. Предметом соглашения с Лондонским клубом стала задолженность СССР до 31 дек. 1991 частным банкам по кредитам, не застрах. и не имеющим гарантий. Сумма долга составила 32,3 млрд долл. (в т.ч. осн. долг- 24 млрд, не выплач. проценты - 8,3 млрд долл.). Погашение долга было отложено на 25 лет. В соответствии с принятой практикой долг был оформлен в ценных бумагах. Процентная ставка установлена на основе ЛИБОР. Эмитентом облигаций выступает Внешэкономбанк. В 2000 было достигнуто новое соглашение в рамках Лондонского клуба. В соответствии с ним долг в размере 11,68 млрд долл. подлежит списанию (36,5% суммы долга). Остальная его часть конвертируется в еврооблигации со сроком погашения 30 лет из расчета 2,25-2,5% годовых. (См. также Оптимизация платежей по долгу.)



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Международные финансовые и валютно-кредитные отношения, внешнеэкономическая деятельность / Внешняя задолженность, внешний долг