Условия международной торговли

1) комплекс природных и социальных факторов, обычаев и традиций национальных рынков, соглашений и норм, инициированных транснациональными компаниями, международными организациями и финансовыми институтами; 2) показатель динамики экспортных и импортных цен внешней торговли страны. Интеграция России в мировое хозяйство опирается на экономическое пространство, где условия международной торговли и условия ее хозяйственной деятельности наиболее благоприятны, поэтому интеграция со странами СНГ, близкими соседями и стратегическими партнерами, занимает приоритетное место в ее политике и внешнеэкономической деятельности. Эта деятельность направлена на: расширение рынка готовой продукции; обеспечение надежного функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры, оставшейся на территории СНГ, а также доступа к сырьевым ресурсам; стимулирование эффективности вложения российского капитала в странах ближнего зарубежья. Условия международной торговли зависят от внешнеторгового режима и мер по регулированию внешней торговли, которые включают: тарифные меры; паратарифные меры - прочие платежи, сборы и налоги; финансовые меры - валютный и экспортный контроль; меры контроля за ценами; монополию государства; автоматическое лицензирование экспорта (импорта); количественный контроль и технические барьеры. Таможенный тариф становится основным инструментом регулирования внешней торговли стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО). Применение иных средств регламентируется рядом положений Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Основными режимами и принципами ВТО, определяющими условиями международной торговли, являются: режим наибольшего благоприятствования (РНБ); национальный режим (HP). РНБ означает, что условия для ввоза товаров из страны, которой предоставлен такой режим, не менее благоприятны, чем для ввоза товаров из любой другой страны. HP предполагает равное отношение как к своим товарам, услугам и капиталу, так и к иностранному (подробнее об условиях международной торговли см. Базисные условия поставок, Внешнеэкономическая деятельность, Инкотермс, Контракт в международной торговле, Международный валютный фонд. Организация экономического сотрудничества и развития, Торги международные и т.д). Условия международной торговли как показатель динамики экспортных и импортных цен отражается через индекс условий международной торговли, который рассчитывается в статистике международной торговли как отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта и исчисляется как для отдельной страны, так и для группы стран или региона. Оценка состояния и проблем развития внешней торговли страны основана на анализе динамики индекса условий международной торговли В международной торговле индекс условий международной торговли на сырьевые товары уменьшается, т.к. цены на них по сравнению с ценами готовых изделий снижаются. В результате такого товарообмена условия международной торговли стран, экспортирующих сырье и импортирующих готовую продукцию, ухудшаются. В обмен на одинаковый объем импортируемых товаров эти страны должны, при прочих равных условиях, ежегодно увеличивать объем поставок сырьевых товаров на экспорт. Динамика цен на сырьевые товары и готовые изделия, получившая название «ножницы цен», распространяется не на все товары. Подобная ситуация - следствие политики монополий и(или i игры международных спекулянтов на валютных и сырьевых рынках, а также периодически повторяющихся мировых и региональных финансовых кризисов, когда цены падают по всему спектру сырьевых товаров и полуфабрикатов, начиная от металла, нефти, газа и заканчивая зерном.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Профессиональная оценка / Условия международной торговли