Страхование гражданской ответственности перевозчика

вид страхования ответственности, предусматривающий обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. Объект страхования - имуществ. интересы лица, о страховании к-рого заключен договор (застрахованного), связ с обязанностью последнего в порядке, установл. гражданским законодательством, возместить вред (ущерб), нанесенный третьим лицам, в связи с использованием застрахованным, выступающим в качестве перевозчика, средства транспорта. Страхователь - трансп. пр-тие, к-рое выдает перевозочный документ (билет, коносамент) и осуществляет перевозку пассажиров и (или) грузов. С.г.о. междунар. перевозчика регулируется нормами международного права (Варшавская конвенция 1929, Римская конвенция 1952, Гаагский протокол 1955, Конвенция «О договоре международной дорожной перевозки грузов» 1956, «Таможенная конвенция международной дорожной перевозки» 1975), их положения введены в нац. законодательства многих стран мира. По договору С.г.о. авиаперевозчика страховщик покрывает риски, связ. с ответственностью перевозчика (эксплуатанта воздушного судна) при междунар перевозках и на внутр. линиях: за смерть или физич. ущерб, причин, пассажиру во время его нахождения в самолете, входе или выходе из него, а также во время поездки в наземном транспорте, принадлежащем перевозчику; за смерть, телесные повреждения или ущерб, нанес, имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате физич. воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета; за гибель или повреждение груза при перевозках, включая гибель в результате задержки перевозки. Большинство государств, в т.ч. Россия, подписавших и ратифицировавших Римскую конвенцию о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, не допускают к эксплуатации иностранные воздушные суда без страховых гарантий о возмещении вреда третьим лицам. Риски гражданской ответственности авиаперевозчика являются одними из самых крупных и носят катастрофич. характер, поэтому существует меж-дунар. система перестрахования авиарисков, центром к-рой является корпорация Ллойд. С.г.о. судовладельцев является разновидностью морского страхования. При С.г.о. морского или речного перевозчика (судовладельца) на страхование принимаются его риски, связанные с: причинением вреда членам экипажа, пассажирам, лицам как на борту судна, так и вне его [страховое возмещение (обеспечение) выплачивается по договору за убытки, вызванные расходами на лечение, захоронение, репатриацию больного, направление замены на судно, на выплаты компенсации вследствие утраты трудоспособности или потери кормильца]; ответственностью за столкновение с др. судном; ответственностью за утрату и повреждение имущества, находящегося на суше или в воде, неподвижного или плавучего (причалы, шлюзы, мосты, навигационное оборудование, строения на берегу и т.д.); ответственностью за причинение вреда окруж. среде (напр., за загрязнение нефтью); ответственностью по грузу за гибель, недостачу, повреждение при погрузке, размещении, перевозке, выгрузке и др. обязательствам по особым видам морских договоров (договор буксировки, договор спасания судна и т.д.). В мировой практике С.г.о. судовладельцев б.ч. осуществляется через клубы взаимного страхования. При С.г.о. автоперевозчика предоставляется страховая защита имуществ. интересов, связ. с убытками при эксплуатации автотранспорта как перевозочного средства. Страхователем является трансп. орг-ция, осуществляющая внутр. и междунар. автоперевозки грузов. Договором С.г.о. автоперевозчика покрываются риски: физического повреждения или утраты грузов с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке; финанс. убытков, связ. с последствиями ошибок или упущений служащих автоперевозчика; ответственности перед тамо- женными властями; ответственности перед третьими лицами в случаях причинения вреда самим грузом; расходов по расследованию обстоятельств происшествия, предотвращению или уменьшению размера убытков и защите интересов страхователя в судебных органах. СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ -ИСТОЧНИКОВ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ совокупность видов страхования ответственности, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации вреда (ущерба), нанесенного объекту страхования. Объектом страхования, проводимого в добровольной форме, являются имуществ. интересы лица, о страховании к-рого заключен договор (застрахованного), связ. с обязанностью последнего в порядке, установл. гражданским законодательством, возместить вред, нанес, окружающей природной среде и третьим лицам в связи с осуществлением застрахованным деятельности, представляющей опасность для окружающих. По договору страхователь - юри-дич. лицо, владелец источника повыш. опасности, его имуществ. интересы и выступают объектом страхования. Под источником повыш. опасности понимаются (ст. 1079 ГК РФ) создающие опасность для окружающих: определенные предметы (механизмы, устройства, автомашины), к-рые в процессе эксплуатации могут не в полной мере поддаваться контролю человека; нек-рые виды деятельности (использование трансп. средств, механизмов, электрич. энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, осуществление строит, и иной, связ. с ней деятельности и др.). Источником повыш. опасности в целях возмещения вреда может быть только движущийся автомобиль, работающий механизм, самопроизвольное проявление вредоносных свойств материалов и веществ. Владелец источника повыш. опасности несет ответственность и без вины. Для возникновения обязанности по возмещению вреда достаточно факта его причинения соотв. деятельностью и причинной связи между деятельностью и наступившим ущербом. Освобождение от ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, возможно в случае умысла потерпевшего, непреодолимой силы (форс-мажор) или когда грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда (ст. 1083 ГК РФ). Страховщик предоставляет страховые гарантии по возмещению ущерба, причин, страхователем третьему лицу (потерпевшему), в пользу к-рого заключен договор страхования гражданской ответственности. Размер страхового взноса зависит от вида опасной деятельности страхователя, объема страховых обязательств страховщика, страховых рисков, страховой суммы, срока страхования. Страховым случаем считается факт возникновения у страхователя обязанности возместить ущерб, причин, третьему лицу, при осуществлении пр-тием или орг-цией предусмотренной в договоре страхования деятельности, представляющей опасность для окружающих. Договором могут покрываться убытки страхователя, связанные с: возмещением причиненного юридич. или физич. лицу вреда, повреждением или уничтожением его имущества, дополнит, расходами из-за повреждения или уничтожения его имущества, упущенной выгоды; возмещением вреда жизни или здоровью физич. лица, включая компенсацию лицам, находящимся на иждивении погибшего физич. лица либо имеющим право на получение от него содержания; судебными расходами при рассмотрении в суде дел о возмещении причиненного им вреда; затратами на ликвидацию прямых последствий вреда (ущерба); затратами на проведение независимой экспертизы. Особенности этого вида страхования: широкий перечень оснований для возникновения у страхователя обязательств перед третьими лицами; катастрофич. характер последствий страхового случая; сложность предвидения последствий и убытков при нек-рых видах опасной деятельности; длительность проявления последствий, затрудняющая установление факта причинения вреда. В связи с этим страховщики используют систему ограничения размеров страховых обязательств путем установления лимитов по отд. страховому случаю, отд. убытку, группе убытков, в целом по договору страхования или франшизы (страховой), широко применяют перестрахование рисков пр-тий -источников повышенной опасности.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Страхование / Страхование гражданской ответственности перевозчика