Страхование авиационное

страхование рисков, связанных с эксплуатацией авиационной и космической техники. Объекты страхования - воздушные суда и др. средства авиационной техники от повреждения и гибели; ответственность перед третьими лицами и пассажирами за ущерб их здоровью и имуществу; риск несчастного случая в отношении авиационного персонала; ответственность владельцев аэропортов; потеря прибыли вследствие невозможности эксплуатировать воздушное судно в результате аварии и др. Включает след. виды страхования: каско; военных рисков; гражданской ответственности перевозчика; ответственности перед пассажирами при междунар. перевозках; ответственности производителей авиационной техники; ответственности аэропортов и управления воздушным движением и др. Страхование каско предполагает возмещение ущерба только от повреждения или конструктивной гибели трансп. средства. (Каско самолета: фюзеляж; двигатели; штурманское навигационное и радиооборудование; гидравлич. системы; шасси; электрооборудование, а также все др. комплектующие узлы, установл. в самолете.) Страхование военных рисков. Практически все полисы С.а. включают оговорки о рисках захвата, военных рисках и т.п. В свое время авиационные страховщики в Великобритании, осуществляющие страхование «от всех рисков», пришли к соглашению вводить во все полисы страхования каско оговорку, исключающую из покрытия риски: войны, гражданской войны, ядерного взрыва и его последствий, мятежей, забастовок, конфискации и ареста имущества, злонамеренных действий, саботажа и захвата самолета. Аналог, соглашения действуют в США и в странах континент. Европы. Нек-рые из вышеуказ. рисков, такие, как риски мятежа и забастовок, злонамеренных действий, саботажа и захвата самолета, не имеющие политич. основания (но исключая войну, гражданскую войну и риски, связ. с применением ядерного оружия), могут быть восстановлены в покрытии по полису страхования «от всех рисков», обычно при уплате дополнит, премии, размер к-рой зависит от степени подверженности объекта данному риску. Восстановление покрытия осуществляется на условиях, что страховщик имеет право в любое время расторгнуть договор страхования, уведомив страхователя за 7 дней; в случае же, когда страхуется парк самолетов, устанавливается общий лимит суммы убытков на время действия полиса. Каско самолета может быть застраховано от рисков войны, гражданской войны, актов саботажа и захвата самолетов только по отд. полисам, к-рые подписываются гл. обр. страховщиками Ллойда (хотя и др. страховые компании все более широко занимаются страхованием этих рисков на условиях Ллойда). Такие отд. полисы включают все риски, исключенные из полиса страхования «от всех рисков» стандартной оговоркой. При этом исключаются ядерные риски, к-рые не страхуются вообще. Такие спец. полисы предусматривают автоматич. расторжение покрытия в случае начала войны между крупнейшими мировыми державами. Кроме того, такой полис в любое время может быть расторгнут страховщиками при уведомлении страхователя за 48 часов. Страхование гражданской ответственности перевозчи-ка представляет собой защиту имуществ. интересов застрахованного лица, связ. с его обязанностью в порядке, установл. гражданским законодательством, возместить ущерб, нанес, третьим лицам в связи с использованием застрахованным средства транспорта. В практике С.а. под третьими лицами понимаются все лица, кроме пассажиров и тех лиц, с к-рыми взаимоотношения перевозчика или производителя основываются на деловом контракте (напр., экипаж, рабочие и служащие компании или предприятия и т.п.), т.е. лица, находящиеся на земле, а также владельцы, экипаж и пассажиры др. самолета, с к-рым данный самолет может столкнуться, повредить его и т.п. Страхование ответственности перед пассажирами при международных перевозках регулируется Варшавской конвенцией 1929: воздушный перевозчик, к-рый соот- ветствует всем требуемым условиям для заключения контракта перевозки, несет ответственность перед пассажирами. Ответственность была ограничена суммой 125 тыс. золотых фр. (примерно 10 тыс. долл.). Эта сумма была увеличена Гаагским протоколом 1955 до 250 тыс. золотых фр. (приблизительно 20 тыс. долл.) -лимит до сих пор действует при большинстве между-нар. перевозок. В 1966 США в одностороннем порядке выдвинули требование, чтобы по всем перевозкам, имеющим начальный или конечный пункт на тер. США или промежуточный пункт с остановкой на тер. США, лимит по каждому пассажиру был установлен в размере 75 тыс. долл. (это одностороннее решение называют Монреальским соглашением 1966). При страховании ответственности производителей авиационной техники (ответственности товаропроизводителей) возмещаются убытки, понесенные страхователем в связи с выходом из строя изготовл. и (или) разработ. им авиационной техники по причине конструктивных или производств, недостатков. В страхование ответственности товаропроизводителя может включаться ответственность за т.н. граундинг (англ. grounding), т.е. остановку полетов группы или всего парка самолетов одного типа по причине типового конструктивного или производств, дефекта. Страхование ответственности аэропортов и управления воздушным движением подразумевает возмещение убытков за телесные повреждения (включая смерть) третьих лиц, а также повреждение (гибель) имущества третьих лиц, включая авиац. технику, обслуживаемую в аэропорту, причин, несчастным случаем или любым дефектом, неисправностью оборудования или установок, используемых страхователем (как владельцем и оператором аэропорта) в помещениях аэропорта, на летном поле, в мастерских и т.д. Кроме того, могут страховаться риски, связанные с эксплуатацией топ-ливно-заправочных, грузовых комплексов, служб управления воздушным движением в зоне аэропорта или в воздушном пространстве целого региона. Осн. законом, определяющим деятельность авиаперевозчика на территории РФ, является Воздушный кодекс РФ (№ 60-ФЗ), к-рый устанавливает обязат. страхование ответственности владельца воздушного судна при полетах над тер. РФ: перед третьими лицами - в размере не менее 2 МРОТ за каждый кг максим, взлетного веса; перед пассажирами - в размере не менее 1000 МРОТ; по багажу - не менее 2 МРОТ за 1 кг багажа; по ручной клади - не менее 10 МРОТ за все вещи, находящиеся при пассажире; по грузу - не менее 2 МРОТ за 1 кг груза.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Страхование / Страхование авиационное