Планирование прибыли

составная часть финансового планирования предприятия (организации), задачей которого является прогнозирование объемов прибыли будущих (плановых) периодов. П. п. основывается на качественном анализе деятельности пр-тия с целью получения прогноза динамики его развития, включающего: оценку конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости поставщиков сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов; оценку финансовой устойчивости потребителей продукции, стратегии маркетинга; изучение платежеспособного спроса, текущего управления пр-тием (орг-цией); анализ фактических остатков готовой продукции на складе на 1 июля отчетного года; оценку предполагаемых изменений в издержках производства и реализации продукции и т.д. По результатам этого анализа разрабатывают производств, программу, определяют ее критические параметры. При П. п. важным показателем жизнеспособности проектов и бизнес-планов является нахождение порога окупаемости затрат, характеризующего безубыточность (объем выпуска продукции и ее реализации, обеспечивающий лишь покрытие затрат на ее производство и реализацию и не приносящий прибыли). Планирование безубыточности базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинального дохода. Выявление точки безубыточности в планах пр-тия, орг-ции означает, что любое повышение объема произ-ва сверх этой точки приводит к повышению объема реализации продукции и росту прибыли в составе маржинального дохода. Объектом П. п. выступает валовая прибыль и ее составляющие - прибыль от продажи продукции (работ, услуг), прибыль от пр. реализации, прибыль от внереализационных операций. Рассчитываются также показатели прибыли по товарной продукции и прибыли в остатках нереализованной продукции на нач. и кон. планируемого периода. Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) - гл. часть валовой прибыли. Основой ее расчета являются: качеств, анализ деятельности пр-тия, орг-ции, их прогнозы по объему произ-ва и продаж, составленные в соответствии с заказами и хоз. договорами. Плановая прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разность между планируемой выручкой от продажи продукции (без НДС и расчетных экспортных пошлин) и планируемыми затратами на произ-во и реализацию продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость согласно Положению о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли в соответствии с нормами гл. 25 НК КФ «Налог на прибыль организаций». На практике, как правило, используют два осн. метода П. п.: метод прямого счета и аналитический. На пр-тиях, в орг-циях с небольшой и относительно устойчивой номенклатурой и ассортиментом продукции используется метод прямого счета: прибыль рассчитывается как разница между плановым объемом продаж и плановой себестоимостью по каждому изделию (типоразмеру) с последующим суммированием итога. При широком ассортименте продукции расчет ведется с использованием типовых видов изделий (со ср. параметрами). Аналитический метод используют при высоких темпах обновления продукции, когда в ее составе можно выделить две группы: сравнимую и несравнимую. При П. п. по несравнимой продукции особое значение имеют данные той части качеств, анализа, к-рая связана с маркетинговыми исследованиями по обоснованию необходимости освоения новых типов изделий, количеств, потребности в них со стороны рынка, конкурентными преимуществами пр-тия по сравнению с др. потенциальными производителями в увязке с прогнозными отпускными ценами и себестоимостью. По сравнимой продукции важен прогноз изменения уровня отпускных цен, себестоимости, качества продукции и ее структуры. За основу расчета берется базовая рентабельность, т.е. рентабельность продукции предшествующего года. Она корректируется с учетом экономич. факторов, которые будут действовать в планируемом году. Схема расчета общей суммы прибыли по методу базовой рентабельности: млн р. 1. Товарная продукция по плану 16,0 В т.ч.: 1.1. Сравнимая 13,5 1.2. Несравнимая 2,5 2. Прибыль по сравнимой товарной продукции, исходя из базовой рентабельности 3,0 3. Влияние факторов изменения базовой рентабельности 1,1 В т.ч.: 3.1. Экономия от снижения себестоимости продукции 0,4 3.2. Увеличение прибыли вследствие изменения структуры выпускаемой продукции 0,2 3.3. Увеличение прибыли вследствие улучшения качества продукции 0,2 3.4. Изменение прибыли в результате изменения отпускных цен 0,3 4. Плановая прибыль на весь объем сравнимой товарной продукции (стр.2 + стр.3) 4,1 5. Прибыль в нереализованных остатках продукции: 5.1. На начало планируемого периода 0,35 5.2. На конец планируемого периода 0,45 6. Плановая прибыль от реализации сравнимой товарной продукции (стр.4+стр.5.1-стр.5.2) 4,0 7. Плановая прибыль от реализации несравнимой товарной продукции 1,0 8. Общая сумма плановой прибыли (стр.6 + стр.7) 5,0 Прибыль от реализации осн. фондов (включая земельные участки) и иного имущества орг-ции определяется исходя из намечаемой продажной цены за вычетом первоначальной или остаточной стоимости этих фондов и имущества с учетом их переоценки и корректировки на индекс инфляции. Плановые доходы от внереализац. операций исчисляют с помощью спец. расчетов по каждому элементу этих доходов, в т.ч.: доходам, получаемым от долевого участия в деятельности др. орг-ций; доходам от сдачи имущества в аренду; дивидендам, процентам по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим орг-ции, суммам средств, получаемым безвозмездно от др. орг-ций при отсутствии совместной деятельности; стоимости осн. средств, товаров и иного имущества, получаемых безвозмездно от др. орг-ций, но не ниже их балансовой (остаточной - по осн. средствам) стоимости, числящейся у передающих орг-ций; другим доходам от операций, непосредственно не связ. с произ-вом продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Доходы от внереализационных операций уменьшают на величину расходов, относимых на финанс. результаты, др. расходов от операций, непосредственно не связ. с про-из-вом продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемых Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Финансы предприятий и организаций / Планирование прибыли