Народный банк рсфср

единый кредитный, расчетный и эмиссионно-кассовый центр Советской России. Создан после Октябрьской революции 1917 в результате присоединения к Государственному банку России акц. коммерч. банков и банкирских контор на основании Декрета ВЦИК о национализации банков от 14(27) дек. 1917. В соответствии с ним в стране была введена гос. монополия на банковское дело: акц. коммерч. банки и банкирские конторы подлежали национализации и слиянию с Государственным банком, к-рый вскоре стал называться Народным банком Российской Республики (позднее-Народным банком РСФСР). Деятельность Н.б. РСФСР распространялась только на территории, где утвердилась Советская власть. На ост. территории России функционировала не претерпевшая кардинальных изменений или восстановленная после отступления большевиков дореволюц. банк, система (см. Банковская система дореволюционной России). Н.б. РСФСР находился в ведении Наркомата финансов. Формально вплоть до упразднения он функционировал на основании устава Государственного банка России 1894, в к-рый был внесен ряд изменений. Реально его деятельность в 1918-20 гг. регулировалась декретами и постановлениями СНК, постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами Народного комиссариата финансов. В соответствии с Декретом СНК о Совете Государственного банка председателем Совета был главный комиссар Государственного банка на правах управляющего. Членами Совета банка состояли представители от Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и Государственного контроля, помощники главного комиссара на правах товарищей управляющего, комиссар Петроградской конторы, члены от Наркомата финансов, по одному члену от служащих Государственного банка, пролетариата и крестьянства [члены Совета от пролетариата и крестьянства избирались на полгода Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Член Совета от служащих банка избирался Всероссийским профессиональным союзом служащих Государственного банка]. В первый состав Совета Н.б. РСФСР вошли (кроме лиц, входивших в него по должности или по выбору) известные большевики - соратники В.И. Ленина: Оболенский, Туманов, Вронский, Боголепов, Бухарин, Раковский, Аносов, Рейхард, Оппоков-Ломов, Бубнов, Красин, Крестинский. Все прежние члены Совета Государственного банка были уволены без права на пенсию. Заседания Совета назначались главным комиссаром не реже одного раза в неделю. Дела в Совете банка решались простым большинством голосов, а в случае равенства голосов вопрос считался решенным отрицательно. Функции Совета по сравнению с Уставом Государственного банка 1894 не изменились, но были внесены коррективы в перечень вопросов, окончательное решение по к-рым принимал нарком финансов. На утверждение Наркомата финансов направлялись постановления Совета банка, связанные с: изменениями или дополнениями Устава банка; обсуждением сметы расходов и рассмотрением Годового отчета банка; предложениями по строительству зданий для учреждений банка и домов для его служащих; открытием и закрытием местных учреждений банка; определением числа директоров в конторах, включая Петроградскую; допущением к учету векселей на срок свыше 6 мес, определением размера процентов по коммерч. операциям и условиям по вкладам; рассрочкой и отсрочкой долгов по неопротестов, векселям на любую сумму; списанием со счетов безнадежных и неправильно числящихся долгов на суммы, превыш. определ. назначенные народным комиссаром финансов пределы; разрешением ссуд под инвентарь иностр. производства; приемом в заклад иностр. товаров; открытием банковских кредитов; определением порядка слияния бывших частных банков коммерч. кредита с Государственным банком; определением порядка соглашения кредитных кооперативов с Государственным банком, связанного с образованием единого Народного банка Российской Советской Республики; рассмотрением всех принцип, вопросов, связанных с аннулированием займов и ликвидацией Дворянского, Крестьянского, всех земельных банков, Персидского банка и др. В соответствии с принятым СНК положением при Н.б. РСФСР учреждался Центральный учетно-ссудный комитет - единственный орган, имевший право производить финансирование предприятий, выдавать авансы и ссуды. В его обязанности входило определение лимитов для выдачи ссуд учетно-ссудными комитетами контор и отделений банка. В состав комитета входили: представитель ВСНХ, по три представителя от Н.б. РСФСР, Всероссийского совета профессиональных союзов и ЦИК. Кол-во представителей промышленников и торговцев в комитете не должно было превышать 1/3 состава. Председателем Центрального учетно-ссудного комитета являлся главный комиссар Н.б. РСФСР. С правом решающего голоса в комитет могли быть делегированы представители комиссариатов финансов, промышленности и торговли, труда, продовольствия, по военным делам, по морским делам, путей сообщения и земледелия. В своей деятельности Центральный учетно-ссудный комитет обязан был руководствоваться общими указаниями ВСНХ. Представитель ВСНХ мог опротестовать постановления комитета. Решения принимал СНК. Постановлением СНК в устав Н.б. РСФСР были внесены изменения, связанные с реорганизацией учетно-ссудных комитетов при его конторах и отделениях. В состав комитетов вошли комиссары контор и отделений. Должности представителей от Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков были упразднены. Учреждались должности выборных членов комитетов от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов городов, в к-рых располагались конторы и отделения. Кол-во этих членов должно было вдвое превышать кол-во членов комитетов от торговли, пром-сти и сельских хозяев. Кроме того, Советы направляли в учетно-ссудные комитеты по одному представителю от местных высших органов профсоюзов, объединений, фабрично-заводских комитетов и организаций рабочего контроля. Конторы и отделения Н.б. РСФСР обязаны были предоставлять кредит лишь в пределах, установленных учетно-ссудным комитетом при центральном управлении банка и руководствоваться принятыми им правилами и ограничениями. Н.б. РСФСР кредитовал гос. кооперативные и частные пр-тия и орг-ции и осуществлял расчеты в нар. хоз-ве. Преимущество при кредитовании имели наци-онализир. пр-тия. Если финанс. состояние этих пр-тий было напряженным, Банк выдавал им беспроцентные ссуды. Гос. продовольственным органам выдавались кредиты на закупку хлеба и других с-хоз. продуктов. Но осн. задачей банка на протяжении всего периода его существования была эмиссия бумажных денег. Для организации безналичных расчетов в нар. хоз-ве в отделениях банка в Петрограде и Москве и ряде др. крупных городов были созданы расчетные отделы, к-рые принимали чеки и платежные поручения о перечислении денег с текущего счета предприятия или учреждения. Чеки принимались и при уплате налогов гос-ву, и при погашении ссуд. Для организации контроля за расходованием средств в мае 1918 СНК принял Декрет «О соблюдении единства кассы», обязавший гос. учреждения вносить все ден. средства в кассу Н.б. РСФСР (или казначейства) и производить платежи только через банк (или казначейство). В авг. 1918 эти положения были распространены на национализир. пр-тия. С целью превращения Н.б. РСФСР в единый расчетно-кассовый орган РСФСР к нему в 1919 были присоединены Казначейство и его местные органы и Народные сберегательные кассы. В авг. 1918 Н.б. РСФСР прекратил кредитование национализир. пр-тий в связи с их переводом на бюджетное финансирование, а с осени 1918 начал финансировать нар. хоз-во и заниматься сметно-бюджетной работой. После введения продразверстки Н.б. РСФСР прекратил кредитование операций по закупке хлеба. В результате его кредитные функции ограничились обслуживанием потребит, и кредит, кооперации и нек-рых частных пр-тий. Внедрение в период проведения политики «военного коммунизма» безденежных расчетов между гос. пр-тиями и учреждениями привело к тому, что Н.б. РСФСР прекратил осуществление кредитных операций. Функции банка как расчетного центра также были сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом в порядке сметного финансирования пр-тий и их доходы зачислялись на счета бюджета. В результате Н.б. РСФСР трансформировался в орган, к-рый наряду с финансовыми органами обслуживал в основном бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. В конце 1919 филиалы Н.б. РСФСР были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 янв. 1920 Н.б. РСФСР был упразднен. Его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомата финансов, к-рое стало осуществлять сохранившиеся после ликвидации Н.б. РСФСР банковские операции: эмиссию денег и распределение ден. знаков, междунар. расчеты, кредитование промысловой кооперации, прием вкладов и взыскание долгов, принятых на баланс бывшего Н.б. РСФСР.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Банковская система / Народный банк рсфср