Налоговое обязательство

(англ. tax obligation) - налоговое правоотношение, в силу которого одно лицо (налогоплательщик) обязано совершить в пользу другого лица (налогового органа) определенные действия по полной и своевременной уплате налога в бюджет соответствующего уровня. Н.о. регулируется налоговым правом. Налоговое право - подотрасль финанс. права; совокупность юридич. норм, устанавливающих виды налогов в данном гос-ве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением Н.о. Источниками налогового права в России являются Конституция РФ, НК РФ, Законы РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991), «О налоговых органах Российской Федерации» (1991 с изм. 1997), «О Федеральных органах налоговой полиции Российской Федерации» (1993), др. законы РФ, устанавливающие и регламентирующие конкретные налоги и др. стороны налоговых взаимоотношений. Исполнение Н.о. означает своеврем. и полную уплату налога в бюджет. Достижение исполнения Н.о. возможно при правильном и своеврем. исполнении всех элементов налогового производства, начиная с исчисления налоговой базы и суммы налога. Вторая стадия налогового производства - уплата налога - обеспечивает поступление исчисленной суммы налога в бюджет. Важнейший элемент данной стадии -способ уплаты налога. Выбор разрешенных способов уплаты налога чаще всего право, а не обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодат. актами. В целях определения обязанностей налогоплательщика законодат. акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в к-рый зачисляется налоговый оклад. Обязанности налогоплательщика установлены НК РФ (часть I, ст. 23). Обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика при невозможности произвести уплату без его личного участия, если иное не установлено законодат. актами. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Невозможность уплаты налога юридич. лицом, осуществляющим пред-принимат. деятельность, является основанием для признания его в установл. законом порядке банкротом. В случае ликвидации юридич. лица в судебном порядке или по решению собственника обязанность по уплате недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию. Налоговое законодательство не устанавливает порядок налогового правопреемства. Вместе с тем, согласно ст. 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизуемого предприятия не прекращаются, а переходят к новым орг-циям в соответствии с передаточным актом. В том же порядке должны передаваться и Н.о. Ликвидация или реорганизация юридического лица -один из сложных вопросов при рассмотрении оснований по прекращению Н.о. Для определения прекращения Н.о. важно определить момент уплаты налога. В соответствии с инструктивными актами днем уплаты налога считается: при уплате наличными - день внесения денег в соотв. кассы; при переводе по почте или через кредитное учр-ние - день внесения денег на почту или в кредитное учр-ние; при перечислении сумм платежа со счета плательщика в кредитном учр-нии - день списания платежа независимо от времени зачисления сумм на соотв. счет (Инструкция Минфина СССР № 121 от 12 июня 1981); при уплате недоимки - день списания со счета недоимщика в банке, а также со счета должника (дебитора) либо др. лиц денежных средств, принадлежащих недоимщику (Инструкция ГНС РФ№ 26 от 1 апр. 1994). В установл. случаях прекращение И.о. может осуществляться путем проведения: взаимозачетов с бюджетом [напр., недоимка по налогам погашается задолженностью бюджета перед предприятием по оплате за отгруженные товары (работы, услуги)] или налогового зачета (направления переплаты по одному налогу в счет погашения недоимки по другому либо предстоящих платежей по этому же налогу). В системе нормативного регулирования проведения зачетов по налогам выделяют три уровня: общий, спец. и особый, т.к. этот вопрос регулируется не одним блоком взаимосвяз. документов, а совокупностью разрозненных нормативных актов. Общий порядок проведения зачетов регулируется Инструкцией ГНС РФ № 26 «О порядке ведения в налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей». Спец. порядок для конкретных налогов установлен в соотв. законах и инструкциях. Особый порядок носит, как правило, временный характер и распространяется на отдельные группы предприятий. Задержка в проведении налогового зачета по вине налоговых органов не может являться основанием для применения ответственности в виде пени. В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение обеспечивается мерами адм. и уголовной ответственности, финансовыми санкциями в соответствии с НК РФ (часть 1) и др. законодат. актами, а также залогом ден. и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Налоговое обязательство