Надбавки к ценам

дополнительная плата к оптовым, розничным и закупочным ценам, производимая потребителем продукции (товаров) сверх предусмотренной прейскурантом основной цены (см. Цепа). Н. к ц. призваны экономически стимулировать технич. прогресс и улучшение качества производимой продукции (товаров), заготавливаемых с,-хоз. продуктов и промышл. сырья. Такие надбавки использовались для возмещения экономически обоснованных дополнит, затрат на улучшение качества продукции в быв. СССР. Типичные надбавки: к оптовым ценам за улучшение эксплуатационных и потребительских свойств продукции по сравнению с показателями стандартов или технич. условий; за произ-во продукции по требованию заказчика в особом, в части, экспортном, тропическом исполнении; за подбор партии хотя и стандартной продукции, но с преобладанием в ней определ. сортов или спецификаций товара и др. Н. к ц. в быв. СССР регламентировались прейскурантами. В рыночной экономике надбавки (скидки) к ценам широко применяются фирмами и отд. предпринимателями на разл. стадиях коммерч. деятельности. При оптовых двусторонних сделках в договорах и контрактах широко практикуются отступления от прейскурантных цен поставщика в ту или иную сторону. Прейскурантная цена по существу является сугубо номинальной и корректируется разл. надбавками (скидками) к цене, не предусмотренными прейскурантами или др. нормативными документами. Эти коррективы вносятся под влиянием конъюнктуры рынка, в зависимости от размера партии товара, условий платежа, стремления к расширению сбыта на определ. рынках или среди определ. круга покупателей, сроков заказа и поставки товара, встречных льгот, предоставляемых продавцом и покупателем друг другу, и др. факторов рынка (см. Бонификация, Рефакция, Скидки). Исчисление Н. к ц. производится или в размере ден. суммы на единицу продукции, или в процентах к установл. ценам.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Финансы предприятий и организаций / Надбавки к ценам