Маржинализм

(от фр. marginal предельный, англ. marginalism) - школа экономической мысли, которая исследовала предельные величины и изучала взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами. имеющими альтернативные возможности использования. Термин «маржинальная революция» отражает новые методы экономич. анализа, созданные школой М. М. возник в 70-х гг. XIX в. в странах Зап. Европы. М. прошел два этапа. На 1-м этапе наибольший вклад в развитием, внесли К. Менгер(1840-1921)-австр.экономист, основатель австрийской школы М.; Л. Валь-рас (1834-1910) - швейц. ученый, основатель лозаннской школы М., и У. Джевонс (1835-82) - англ. экономист. Представителей первой волны М. называют основателями теории предельной полезности и теории равновесия. На 2-м этапе М., к-рый начался в 90-е гг. XIX в., наиболее известными представителями были А. Маршалл (1842-1924) - англ. ученый, основатель Кембриджской школы М.; итал. экономист, продолжатель традиций лозаннской школы, В. Паре-то (1848-1923) и амер. экономист, основатель амер. школы М. Дж. Б. Кларк (1847-1938). Появление М. связано с изменениями в экономике и промышл. производстве. Бурное развитие экономики, связанное с промышл. революцией, продолжалось весь XIX в. Множество технич. изобретений, переход к фабричному произ-ву с использованием механизации труда, развитие транспорта, стр-во ж.д. и мн. др. способствовало насыщению рынка и обострению проблем реализации продукции. Т.о. рынок продавца постепенно превращался в рынок покупателя. Заслуга австрийской школы, создателем к-рой был К. Менгер, а продолжателями его ученики Ф. фон Ви-зер (1851-1926) и Э. фон Бём-Баверк (1851-1914), заключалась в том, что за исходный пункт экономич. анализа были приняты потребности человека и закон насыщения этих потребностей. Изучая мотивы поведения человека как потребителя, маржиналисты пришли к выводу о наличии предпочтений в потреблении того или иного блага. Размеры потребления они связали с накопленным кол-вом данного блага. М. первой волны открыл закон убывающей предельной полезности, изменив тем самым понятие создаваемого нацией богатства: достижением производителей можно считать не все то, что они могут произвести, а только нужное потребителям кол-во блага. М. исследовал факторы, влияющие на потребительский спрос, взаимовлияние цены и спроса, взаимодополняемости (ком-плементарности) производительных благ. Однако австрийская школа основывала свои исследования только на психологич. субъективных оценках благ потребителями, за что ее называют субъективистской школой. Использовался также метод Робинзонады, заключающийся в анализе поведения потребителя, исключенного из соц. отношений общества. Австрийской школой разрабатывались теории капитала и процента. Теория ожидания Бём-Баверка объясняет происхождение процента отказом от текущего дохода в пользу будущего дохода в результате трех осн. причин: различных условий для удовлетворения желаний с т.з. доходов; недооценки будущего; технического превосходства настоящих благ по сравнению с будущими. Визером был сформулирован принцип альтернативных издержек, к-рый отражал ценность упущенных возможностей использования ресурсов и проблему выбора в экономич. деятельности. Лозаннская школа, представленная Л. Вальрасом и В. Парето, разработала проблемы взаимосвязи рынков продуктов и рынков факторов производства. На рынке факторов производства или «производственных услуг» покупателями являются предприниматели, а продавцами - домашние хозяйства (собственники факторов произ-ва). На рынке товаров они меняются местами. Определив понятие равновесия и условия его достижения в результате появления экономим, сил, обеспечивающих автоматич. выравнивание отклонения, Вальрас рассматривал состояние общего равновесия для всей экономич. системы в целом. А. Лигу отверг кардиналистский (количественный) аспект теории полезности Вальраса, приняв ординалистскую (порядковую) концепцию полезности, разработанную с помощью кривых безразличия. На втором этапе М. в рамках Кембриджской школы окончательно сложился новый метод экономической науки - функциональный. В соответствии с ним экономич. явления изучались в их взаимовлиянии друг на друга, с описанием характера количеств, изменений. Маржиналистов «второй волны» называют неоклассиками. Кембриджская школа внесла наибольший вклад в развитие М. Американский М. представлен теорией предельной производительности Дж. Б. Кларка. Теория строится на микроуровне и в осн. на примере свободной конкуренции. Согласно закону предельной производительности распределение доходов происходит в соответствии с тем, что создает каждый экономический агент, и с предельным анализом цен факторов производства. Практический вывод заключается в том, что у предпринимателя исчерпываются стимулы к увеличению фактора произ-ва, когда цена этого фактора начинает превышать его возможные доходы. Кларк развил маржинальную теорию убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов произ-ва. В традициях амер. М. работал И. Фишер (1867-1947), к-рый утвердил и развил количеств, теорию денег. Фишер ввел в экономич. теорию уравнение обмена: MV = РТ, где М - кол-во денег, V - скорость их обращения, Р - средневзвешенный уровень цен, Т - объем проданных товаров и услуг, каждая единица к-рых учтена при продаже-перепродаже. Допуская, что скорость обращения и объем продаваемой продукции постоянны, Фишер пришел к выводу, что единственным результатом увеличения кол-ва денег является рост цен. Увеличение ден. массы не может влиять на рост выпускаемой продукции, к-рая зависит от естественных ресурсов и от технич. условий, а не от объема денег.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Маржинализм