Информационные технологии в банковском деле

современные ИТ, основанные на применении средств вычислительной техники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и выдачи информации, широко используются в банковской деятельности. К их числу относятся системы управления базами данных. текстовые, табличные, графические процессоры, алгоритмические языки и т.п. ИТ пронизывают всю деятельность совр. коммерч. банка, охватывая как сферу оказания банковских услуг (расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, депозитное обслуживание и др.), так и сферу управления банком (учет, контроль, анализ, планирование). С помощью ИТ поддерживаются внешние взаимодействия с клиентами, филиалами банка, банками-корреспондентами в России, др. странах СНГ, международными банками и др. кредитными учр-ниями. Компьютерные сети обеспечивают выполнение коммуникационной функции и доступ к разделяемым ресурсам (передачу файлов, доступ к удаленным базам данных и удаленный запуск задач). Локальные, корпоративные сети связывают в единое целое разл. отделы банка, увеличивая эффективность работы кредитного учр-ния и обеспечивая полный комплекс определ. средств и мер защиты от несанкционированного доступа к внутрибанковской информации. Системы телекоммуникац. взаимодействия позволяют организовать дистанционное обслуживание клиентов (см. Интернет-банкинг, Карточная платежная система, Система «Клиент - банк»); межгосударственные, межбанковские взаимодействия на территории стран СНГ; междунар. расчеты (через систему СВИФТ). Передача информации может осуществляться по компьютерным, телефонным (в т.ч. по мобильным телефонам) и телеграфным сетям. Для сопряжения коммуникац. оборудования используются многоуровневые стандар-тизир. протоколы передачи данных. С 1995 в странах Европейского Союза при обмене документацией и информацией между гос. ведомствами ЕС используется совокупность стандартов EDI (структурированный язык описания разл. видов коммерч. информации. обеспечивающий пользователю возможность работы на английском, французском, немецком или испанском языках). В последнее время большие надежды возлагаются на технологию передачи данных на основе языка ХМС. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ И ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ современные ИТ, использующие средства и методы вычислительной техники и связи, активно применяются >частниками междунар. финансово-кредитных отношений. Это обусловлено большим объемом постоянно обновляющейся оперативной и аналитич. информации о партнерах, клиентах, конъюнктуре мировых гынков, владение и своеврем. обработка к-рой повышают эффективность работы хозяйствующего субъек--а на мировом рынке и позволяют контролировать риски в мировой торговле. Для работы со спеииали-зир. междунар. экономич. (в т.ч. валютно-кредитной и финанс.) информацией разработаны текстовые, табличные и графические процессоры, системы управления базами данных и т.п. Участники междунар. отношений широко пользуются услугами междунар. автоматизир. систем межбанковских расчетов: по торговле ценными бумагами -CEDEL, по валютным операциям и информац. услугам - REUTERS monitor service. Компания GEORISK - филиал ассоциации SHARP - является ведущим поставщиком систем управления STREAM. Этот комп-ккс программных средств позволяет банкам контролировать риски в мировой торговле. Система дает доступ к приватной междунар. коммуникац. сети SHARP-IPSANET, куда входят, в части., интерфейсные средства сети СВИФТ, обеспечивающей максим, компьютеризацию междунар. валютно-кредитных и финанс. операций. Глобальная сеть Интернет как средство интеграции и глобализации мировой экономики оказывает большое влияние на процессы развития и совершенствования междунар. экономич. отношений ? заставляя, напр., отказываться от применения нек-рых финанс. инструментов, см. Валютный арбитраж:). Более 1300 кредитных институтов из разл. регионов России являются активными пользователями Интернета, что ускоряет интеграцию России в мировое хозяйство. Через Интернет осуществляются финансовые и корпоративные сделки (система business-to-business, В2В), работают отраслевые электронные торговые площадки. Технич. средства Интернета обеспечивают возможность дистанционных переговоров между многими участниками (телеконференций) и передачи в необходимых случаях конфиденциальной информации одному из собеседников. В июле 2000 осуществлен запуск программ с использованием технологии IntelliSense, обеспечивающей высокоскоростной качеств, уровень автоматизации, поиска информации, взаимодействия узлов связи и разл. специальной электронной аппаратурой.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Карточные платежные системы, электронная коммерция / Информационные технологии в банковском деле