Система "клиент-банк"

форма банковского обслуживания клиентов, основанная на использовании информационных технологий, обеспечивающих клиентам возможность дистанционного получения финансовой информации и управления банковскими счетами (англ. remote banking). Возникла в начале 80-х гг. вследствие обострения конкурентной борьбы западно-европейских банков и вскоре широко распространилась в США и других странах под названием «банковское обслуживание на дому» (англ. home banking). Система соединяет персональный компьютер клиента (установленный дома или в офисе) с мощным банковским компьютером (сервером) или хост-узлом. В результате банковские операции (кроме операций с наличными) могут осуществляться ежедневно и круглосуточно. Пользование системой позволяет клиенту управлять текущим счетом, вкладом, расчетами с бюджетом, счетами платежей и сбережений. В режиме удаленного доступа клиент может получить баланс счета на текущий день, отчет о движении средств за определенный период, перечислять средства со счета на счет, оплачивать (в т.ч. авансом) услуги различных компаний (например, карточных платежных систем), выполнять операции с ценными бумагами. Японские банки, например, сообщают клиентам сведения о состоянии счетов, открытых в Нью-Йорке или в Лондоне. Благодаря сокращению расходов на персонал коммерческий банк может предлагать свои услуги по более низким ценам. В мире существуют банки и отделения крупных кредитных институтов, не имеющие операционного зала и обслуживающие клиентов только на дому или на рабочем месте, т.н. «прямые» (англ. direct) банки, с которыми клиент поддерживает связь по телефону, факсу, кабельному телевидению, компьютерной линии, либо через Интернет («виртуальные» банки, Интернет-банкинг - e-banking). Преимущества - конфиденциальность, скорость и точность исполнения поручения клента, возможность доступа к счетам в любое время. Большинство банков берет за предоставление таких услуг дополнительную плату. Российские банки с середины 90-х гг. используют компьютерно-модемные автоматизированные системы «Клиент-Банк» в основном для работы по комплексному управлению счетом с юридическими лицами, а также с физическими лицами. Операции включают перевод безналичных денег на срочные вклады, безналичную покупку и продажу валюты, перевод средств по поручению клиента в оплату товаров, счетов, коммун, услуг, на покупку ценных бумаг, погашение потребительских кредитов и процентов по ним. Для подключения к системе «клиент-банк» компьютер клиента дооснащается адаптером и программным обеспечением (электронная цифровая печать и подпись) и в договоре согласовываются условия осуществления платежей в режиме удаленного доступа (см. также Телебанк-онлайн). В целях обеспечения безопасности доступа через Интернет в США банковские системы адаптируют для работы в среде Windows, что позволяет в качестве пароля использовать программы защиты от несанкционированного доступа, генерирующие постоянно меняющиеся коды. Наиболее совершенные из программ не подлежат экспорту из США. В современной российской практике банки также используют передачу данных через Интернет. Все системы шифрования и кодирования информации в обязательном порядке сертифицируются Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Банковская система / Система "клиент-банк"