Финансовый контроль в вооруженных силах

деятельность органов государственной власти и управления, командования, финансово-экономических органов по систематической проверке и анализу состояния финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил в целях достижения законности и эффективности использования денежных средств, выделяемых на национальную оборону. Финансовый контроль в ВС осуществляется должностными лицами в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими его организацию, на основе объективно присущей финансам Вооруженных Сил контрольной функции. В связи с этим финансовый контроль в Вооруженных Силах связан с проверкой деятельности конкретных лиц, а также с оценкой принятых решений и практики использования фондов денежных средств. Финансовый контроль в Министерстве обороны РФ подразделяется на государственный и общественный. Государственный финансовый контроль проводится органами исполнительной и законодательной власти (вневедомственный контроль), командованием и финансовыми органами по контролю за финансовой и хозяйственной деятельностью (ведомственный контроль). Общественный финансовый контроль выполняется представителями военнослужащих и гражданского персонала путем участия в ревизиях и проверках, проводимых командованием или вышестоящими военно-финансовыми органами. Важный элемент общественного контроля - внутрипроверочные комиссии, в обязанность которых входит проверка финансово-экономической деятельности воинских частей в сроки, устанавливаемые командирами, но не реже одного раза в полугодие. Вневедомственный финансовый контроль осуществляется высшими органами государственной власти и управления (Главным контрольно-ревизионным управлением при Президенте РФ, Счетной палатой РФ, Министерством РФ по налогам и сборам и т.д.). Ведомственный финансовый контроль организуют и проводят вышестоящие командиры и начальники, в т.ч. подчиненные им начальники финансовых инспекций, начальники довольствующих финансовых органов [Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, финансово-экономических управлений видов Вооруженных Сил и военных округов (флотов), финансовой службы Воздушно-десантных войск, армий (флотилий), соединений], а также командиры воинских частей, начальники предприятий, учреждений и организаций, начальники финансово-экономических органов в порядке осуществления внутреннего финансового контроля в соответствии с правами и обязанностями, возложенными на них Положением о финансовом хозяйстве воинской части и Положением о финансовом контроле в Министерстве обороны РФ. Если вневедомственный контроль носит, как правило, последующий характер, то ведомств, контроль в зависимости от времени его совершения по отношению к финансовые операции подразделяется на предварительный (проверка сметно-плановых документов, предварительная проверка раздаточных ведомостей, регистрация штатных расписаний, проверка заключаемых договоров, проверка расчетных и платежных документов) и последующий (ревизия финансово-хозяйственной деятельности как основная форма финансового контроля, документальная проверка авансовых отчетов военных комиссариатов районов, проверка и анализ финансовой и бухгалтерской отчетности; проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, проверка выполнения предложений по актам ревизий, проверка финансового хозяйства внутренней проверочной комиссией). Финансовый контроль осуществляется с помощью определенных методов, применяемых в практической работе для проверки законности финансово-хозяйственных операций, качества работ, а также для предупреждения и устранения недостатков. К основным методам финансового контроля относятся: методы документального контроля (изучение существа и законности операций, определение достоверности документов, счетная проверка, сличение операций (записей), определение обоснованности проводок); методы фактического контроля (обследование, определение фактического выполнения оплаченных работ, встречная проверка, инвентаризация, контрольный запуск сырья и материалов в производство, лабораторный анализ материалов, экспертиза); расчетно-аналитические методы (технико-экономические расчеты, нормативное (контрольное) сличение, группировка и обобщение, логическая оценка сведений, экономический анализ); информативные методы (истребование письменных объяснений, инструктирование и разъяснение законодательства). Результаты финансового контроля служат информационной базой для принятия обоснованных решений по управлению финансово-экономической деятельностью Вооруженных Сил.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Финансовая система / Финансовый контроль в вооруженных силах