Дуополия

(от лат. duo - два и греч. poleo - продаю) - частный случай ограниченной конкуренции, когда на рынке выступают два независимых продавца одного товара, а количество покупателей не ограниченно. У дуо-полистов есть в принципе три возможности. Первая -они конкурируют - свободно, без оглядки друг на друга, снижая цены в стремлении продать максимум продукции. При этом совокупный объем продаж будет наибольший (ограниченный лишь платежеспособным спросом), но цена и прибыль на единицу товара - наименьшая (см. точку А на рис.). Вторая возможность -каждый из дуополистов стремится увеличить свою прибыль до максимально возможного уровня (максимизировать ее), считая, что изменения в выпуске им продукции не влияют на решения конкурента об объеме выпуска (такой же) продукции. (На этой предпосылке основан анализ Д., носящий имя О. Курно и предложенный им в 1838. В силу наглядности этот пример часто используется в экономической теории при моделировании рыночных процессов.) В модели Курно обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема произ-ва обеих фирм. Гл. особенность модели: каждая фирма принимает решение, считая объем выпуска своего конкурента постоянным в течение заданного периода. После нек-рого взаимного приспособления между ними устанавливается равновесие, называемое равновесием Курно. График, отражающий объем производства фирмы в зависимости от предполагаемого объема производства ее конкурента, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении (точка В на рис.) кривых реакции обеих фирм (I-I и П-Н). В конечном счете прибыль, получаемая каждой фирмой, оказывается выше, чем при идеальной конкуренции. Более сложные способы анализа учитывают вероятную реакцию конкурента на изменение объема выпуска конкурента. Такова, напр., модель рыночного равновесия и неравновесия Г. фон Штакельберга, в к-рой учитывается возможная реакция конкурентов на принимаемые решения об объеме выпуска, причем одна или обе фирмы считают, что конкурент будет вести себя как дуополист Курно. Поскольку «война цен» уменьшает прибыли обеих сторон, существует третья возможность: ценовой сговор о высокой цене (путем создания искусственного дефицита предложения по отношению к спросу) между фирмами-дуополистами (см. Картель). В результате обе фирмы получат прибыль при меньшем объеме выпуска (точка С на рис.). Впрочем, подобные договоренности обычно осуждаются, и, кроме того, фирмы могут не верить друг другу: если контрагент в нарушение договоренности снизит цену по сравнению с условленной и увеличит сбыт, то он одержит победу в конкуренции.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Дуополия