Бюджет организации объединенных наций

1) централизованный фонд денежных средств, являющийся финансовой базой деятельности ООН; 2) финансовый план, составляемый в форме сметы доходов и расходов Организации Объединенных Наций (без специализированных учреждений, входящих в систему ООН, и программ ООН). Бюджет разрабатывается на 2 года, причем основные параметры рассматриваются Комитетом ООН по программе и координации. Бюджет ООН представляется Генеральным секретарем ООН в Консультативный комитет по административным и бюджетным вопросам; утверждается Генеральной Ассамблеей (ГА) на двухлетний период. Для принятия бюджета требуется квалифицированное большинство -2/3 голосов государств, представленных на Ассамблее. Доходная часть бюджета в основном формируется за счет обязательных взносов государств - членов ООН (185 стран на 1 янв. 2000). Размеры взносов определяются в соответствии со шкалой, утверждаемой ГА по рекомендации Комитета по взносам. За основу построения шкалы принят критерий платежеспособности страны; при этом платежеспособность рассчитывается с учетом ВНП страны (суммарного и на душу населения) и ряда других факторов В 1998 ГА установила на период до 2000 максимальную ставку для страны 25% бюджета ООН и минимальную - 0,001%. В 1998-99, например, действовали следующие ставки (в %): США - 25,000; Япония - 17,981; Германия - 9,630; Франция - 6,494; Италия - 5,394; Великобритания - 5,076; Россия - 2,873; Канада - 2,825; Испания - 2,571. Свыше половины (52,6%) бюджета ООН формируется за счет взносов 3 стран - США, Японии и ФРГ. Для ряда беднейших развивающихся стран (Бурунди, Бутан, Джибути, Кабо-Верде, Лаос, Сомали, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея и др.) установлена минимальная ставка - 0,001%. Другие источники доходов: поступления от оказания платных услуг, от продажи печатных изданий (марок, сувениров), добровольные взносы. ООН не имеет собственного капитала и не имеет права заимствовать средства из внешних источников. Основные статьи расходов ООН: средства, выделяемые на содержание аппарата ООН (регулярный бюджет ООН), а также на обеспечение операций по поддержанию мира, финансирование международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии, проведение других мероприятий. Общий объем начисленных взносов составил (в млрд долл. США): в 1995 - свыше 4; в 1998 - около 2,2; в 1999 - 2,4. Снижение общего объема начисляемых взносов осуществлено в результате принятия мер по рационализации структуры и сокращению расходов на содержание Секретариата ООН и повышению эффективности его работы. Резко сократился объем средств, выделяемых на финансирование операций по поддержанию мира. В 2000-01 общий объем взносов может увеличиться до 2,8 млрд долл. В 1998-99 расходная часть регулярного бюджета ООН составила свыше 2,5 млрд долл. США и распределялась след. образом по 13 статьям расходов (тыс. долл.): Проведение общей политики, руководство и координация 478 283,70 Решение политических вопросов 206 100,10 Международное правосудие и поддержание законности 53 514,70 Международное сотрудничество в целях развития 272 293,90 Региональное сотрудничество в целях развития 370 368,90 Права человека и гуманитарные вопросы 127 362,90 Общественная информация 138 040,40 Службы общей поддержки и обеспечения 446 190,70 Служба внутреннего надзора 8 359,60 Совместно финансируемая деятельность и расходы на специальные цели 58 464,40 Капиталовложения 34 550,30 Налог на персонал 315 436,70 Счета развития 13 065,00 Источник. Организация Объединенных Наций. Основные факты: Справочник: Пер. с англ.- М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. - С. 362. В 1998-99 начисляемые взносы государств - членов ООН составили около 2,2 млрд долл., остальные доходы были получены в виде налогов на заработную плату сотрудников ООН (т.н. налог на персонал), общих поступлений в бюджет и оплаты оказанных услуг. Несмотря на сокращение расходов, в течение ряда лет финансовое положение ООН было достаточно напряженным. Многие государства - члены ООН постоянно задерживали или недоплачивали причитающиеся с них взносы. В 1998 и 1999 около 70 государств - членов ООН имели задолженность по выплате взносов в регулярный бюджет ООН (по состоянию на конец календарного года). На середины 1998 общая недоплата взносов в регулярный бюджет ООН составила 990 млн долл. , к осени 1999 она сократилась до 644 млн долл. Однако из-за роста задолженности по оплате операций по поддержанию мира в целом по состоянию на 31 сент. 1999 недоплата достигла 2 510 млн долл. Задержка с перечислением взносов на операции по поддержанию мира увеличивалась начиная с 1990. Наибольший должник (по состоянию на 30 сент. 1999) - США (60% общего объема расходов). Особую озабоченность руководства ООН вызывает состояние денежной наличности. Так, бюджет ООН 1998 был завершен с дефицитом наличности в 40 млн долл. (что несколько лучше, чем в 1996 и 1997). Недостаток наличности не позволял ООН производить своевременные расчеты с государствами-членами за воинский контингент и имущество в рамках операций по поддержанию мира. К концу 1999 ООН задолжала 729 млн долл. государствам, предоставившим войска и оборудование. В целом в последние годы ООН удавалось продолжать финансировать свою деятельность за счет добровольных пожертвований отдельных государств, а также средств из Фонда оборотного капитала (в который государства-члены авансируют суммы пропорционально установленных для них взносам) и заимствования средств на миротворческие операции. Общий регулярный бюджет ООН, включая ее службы и программы, систему специализированных учреждений (за исключением Всемирного банка, Международного валютного фонда и Международного фонда сельскохозяйственного развития), превышает 3 млрд долл. Основная часть средств на различные программы и в фонды поступает в виде добровольных пожертвований.

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Бюджет организации объединенных наций