Антимонопольное законодательство

система правовых актов, позволяющих обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Первым законом, ограничивающим проявление монополизма на рынке товаров, стал Закон Шермана 1890, один из осн. законов в рамках антитрестовского (antitrust) законодательства США, получивший название по имени автора законопроекта сенатора Дж. Шермана (Sherman Act). Закон запретил контракты, монополистам, объединения и тайные сговоры, ограничивающие свободу торговли. Макс, штраф в пользу гос-ва, взимаемый с корпораций за нарушение закона, первоначально составлял 5 тыс. долл., затем был увеличен до 50 тыс. долл. (1955) и 1 млн долл. (1974). После2-й мировой войны (50-60-е гг.) А.з. появилось в странах Общего рынка, в Японии и почти во всех промышленно развитых странах мира. В одних государствах оно именуется антимонопольным (США, Канада, Япония, в США также называется антитрестовским) или антикартельным (ФРГ, Австрия, Швейцария), а в других (в т.ч. во многих странах - членах ЕС) оно определяется как законодательство по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой. Правила по борьбе с проявлением монополизма формулируются в международных соглашениях, в частности в Римском договоре об организации ЕЭС от 25 марта 1957 (ст. 85-91) и др. Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции РФ, Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», издаваемых в соответствии с ним др. федеральных законов, а также подзаконных актов (указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ). Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее -Закон о конкуренции) впервые принят в России в марте 1991. В связи с существенными изменениями в экономике страны в закон было внесено много изменений и дополнений. Действующий в новой редакции (от 2 янв. 2000) Закон определяет организац. и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения моно-полистич. деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. При этом определенные запреты и ограничения относятся не только к монополистич. деятельности хозяйствующих субъектов, но и к действиям гос. органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающим конкуренцию. В соответствии с Законом о конкуренции проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, по предупреждению, ограничению и пресечению монополистич. деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти -федеральным антимонопольным органом - Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) и его территориальными органами. МАП действует на основании Закона о конкуренции и положения о нем (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999). Закон о конкуренции предоставил МАП и его территориальным органам правоприменительные полномочия административно-правового характера для защиты нарушенных гражданских прав. МАП и его территориальные органы вправе налагать штрафы на коммерч. и некоммерч. организации и административные взыскания на их руководителей, граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за нарушение А.з. МАП и его территориальные органы могут направлять в соответств. правоохранит. органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением А.з., Вместе с тем правоприменительная деятельность федеральных антимонопольных органов остается под контролем суда, поскольку любые их решения (предписания) могут быть обжалованы в суд. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются Федеральным законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999) (далее - Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг). Если финансовая организация (банк или иная кредитная орг-ция; орг-ция, предоставляющая услуги на рынке ценных бумаг; страховая орг-ция; негосударственный пенсионный фонд; управляющая компания паевого инвестиционного фонда; лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная орг-ция, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг) либо индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг, занимает доминирующее положение на этом рынке, то федеральный антимонопольный орган должен обязать финансовую организацию восстановить необходимые условия конкуренции на рынке финансовых услуг. Доминирующим положением финансовой организации признается положение, когда объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией либо несколькими финансовыми организациями на рынке финансовых услуг, дает ей или им возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на этом рынке или затруднять доступ на него др. финансовым организациям. В соответствии с Законом о конкуренции на рынке финансовых услуг доминирующее положение финансовой организации определяет федеральный антимонопольный орган по согласованию с соответств. федеральным органом исполнительной власти по каждому рынку финансовых услуг (на рынке ценных бумаг -сфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке ценных бумаг; на рынке банковских услуг - с ЦБ РФ; на рынке страховых услуг - с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование на рынке страховых услуг, и др.). Немаловажное значение в развитии и совершенствовании А.з. придается арбитражной практике.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Антимонопольное законодательство