Налог

(англ. tax) - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и след. элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Вступление налога в силу происходит после официальной публикации (в «Российской газете»). Под Н., сбором, пошлиной и др. платежом понимается обязательный взнос в бюджет соотв. уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность Н., сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Существует более широкий подход к определению налога как к любому изъятию средств для финансирования обществ, расходов. Тогда любой взнос, отчисление, сбор, тариф попадает под понятие Н.. Узкий подход определяет Н. как одну из разновидностей фискальных платежей, отвечающую установленным требованиям. Выбор подхода к определению Н. в каждом конкретном случае связан с особенностями нац. законодател ьства. Социально-экономич. сущность, роль и назначение Н. обусловлены экономич. и политич. строем об-ва, природой и задачами гос-ва. Выделяют след. осн. способы формирования доходной части бюджета: Н., неналоговые платежи (квазиналоги) и разовые изъятия. Определение Н. в Законе РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (1991) не позволяет дать четкое разграничение понятий Н. и неналогового платежа, они имеют много общих черт: установленные закон-вом порядок и условия взимания, обязательность уплаты, принудительный характер изъятия, связь платежа с бюджетом или внебюджетным фондом, безэквивалентность платежа. Вместе с тем отождествлять данные понятия действующее налоговое законодательство не позволяет. В науке советского фи-нанс. права достаточно четко выделялись налоговые и неналоговые платежи как виды гос. доходов в зависимости от формы платежей и методов их взимания. Выход из проблемы разграничения этих понятий нек-рые авторы видят в использовании признака нормативно-отраслевого регулирования: налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, неналоговые обязательные платежи - нормами иных отраслей законодательства (пенсионного права, соц. обеспечения, экологии., патентного и пр.). Тогда Н. можно определить как обязательный взнос в бюджет, к-рый либо непосредственно входит в налоговую систему гос-ва, либо установлен актом налогового законодательства. А неналоговый платеж (квазиналог, налоговый суррогат) определяется как обязательный платеж, к-рый не входит в налоговую систему и установлен не налоговым, а иным законодательством. Разовые гос. изъятия - платежи, взимаемые гос-вом в особом порядке и, как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказания. Исходя из данного подхода к определению Н., выделяют след. признаки Н.: с юридической т.з. Н. представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу гос-ва при внесении налоговых платежей в бюджет; законность установления или введения Н.; обязательность уплаты Н. (уплата Н. носит не добровольный, а принудительный характер); денежная форма уплаты Н.; безвозмездность уплаты Н.; конкретные получатели Н. (бюджет или внебюджетный фонд) и абстрактный характер платежа. С этой позиции Н. можно определить как единственную законную форму отчуждения собственности физич. и юридич. лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную гос. принуждением, не носящую характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. Такое определение позволяет отделить Н. от сборов и пошлин, при уплате к-рых всегда присутствует спец. цель (за что уплачивается) и спец. интересы (плательщик в определенной мере ощущает возмездность платежа). Н. также могут иметь спец. цель (см. Целевые налоги), но при этом определяется общее предназначение Н., а не конкретные статьи расходов бюджета, т.е. не нарушается признак абстрактности налоговых платежей. Через функции Н. реализуется общественное назначение данной экономич. категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Выделяют две осн. функции Н.: фискальную и регулирующую. Фискальная функция Н. - обеспечение гос-ва ден. средствами для финансирования расходов по удовлетворению общественных потребностей. Регулирующая функция Н. - воздействие с помощью изменения элементов Н. на поведение хозяйствующих субъектов и на социально-экономич. процессы в гос-ве, т.е. через налоговый механизм гос-во активно участвует в хоз. жизни страны. Выделяют и др. функции Н., вытекающие из первых двух: распределительную [позволяет реализовать главное общественное назначение Н. - формирование финанс. результатов гос-ва, аккумулируемых в бюджетной си-стеме и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций - оборонных, соц., природоохранных и др., т.е. направление созданного общественного продукта в бюджет для его дальнейшего распределения в безэквивалентном порядке]; контрольную [анализ количественных финанс. показателей, к-рыми оперируют Н., позволяет оценивать состояние экономики и ее развитие, эффективность налогового механизма, обеспечивать контроль за движением финанс. ресурсов, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику; осуществление, полнота и глубина этой функции зависят во многом от налоговой дисциплины]; стимулирующую [является продолжением регулирующей функции и проявляется в создании условий для протекания тех или иных экономич. процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения; проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки и др.]; дестимулирующую [проявляется в сдерживании отд. процессов в экономике]; воспроизводственного назначения [реализуется в платежах за пользование природными ресурсами, Н., взимаемых в дорожные фонды, Н. на добычу полезных ископаемых, имеет в осн. отраслевую направленность]. Метод налогообложения - порядок изменения ставки Н. в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре осн. метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное. Равным называют метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма Н., напр., подушное обложение. Метод не учитывает имущественного положения налогоплательщика и применяется в исключ. случаях (целевые налоги, Н., устанавливаемые в процентах от МРОТ). При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (но не сумма) Н. Ставка Н. не зависит от величины базы налогообложения, с ростом базы Н. возрастает пропорционально (напр.. налог на прибыль организаций - ставка равна для всех плательщиков). При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка Н. (налоговая прогрессия). Метод регрессивного налогообложения характеризуется понижением ставки Н. с ростом налоговой базы (Налоговаярегрессия). (См. также. Принципы налогообложения, Элементы налога).



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Налог